Когда ребенок зависит от поощрения родителей, терапевта, няни он не может сам найти и исправить свои ошибки. Такой ребенок сильно зависит от сигналов от других людей на то, правильно ли он выполнил задание. По мере того, как ребенок развивает определенный навык, поощрения должны становиться менее интенсивными.
Что такое поощрение?
Поощрение осуществляется, чтобы побудить ребенка к определенному отклику. Оно может быть вербальным, визуальным, физическим или в виде жеста. Поощрение может быть благотворным и часто используется, когда необходимо направить ребенка или переключить его внимание на выполнение определенной задачи.
По мере того, как ребенок развивает определенный навык, поощрения должны становиться менее интенсивными. Если длительное время ребенок поощряется с одинаковой силой, когда интенсивность поощрения не снижается, то может возникнуть зависимость от поощрения.
Что означает «зависимость от поощрения»?
Это ситуация, когда ребенок ведет себя определенным образом или откликается на просьбу только после получения поощрения. Когда ребенок зависит от поощрения родителей, терапевта, няни он не может сам найти и исправить свои ошибки. Такой ребенок сильно зависит от сигналов от других людей на то, правильно ли он выполнил задание. Таким поощрением может быть кивок, слово «молодец», поглаживание или другое действие.
Няня, терапевт, родители – все мы хотим, чтобы наши дети развивались и рискуем привыкнуть к их постоянному направлению и сглаживанию для них острых углов. Можно сравнить это с вождением машины: когда вас везут на машине, часто ли вы запоминаете дорогу? Когда же вы сами ведете машину, вы должны знать свой путь, чтобы попасть в необходимое вам место. Эта аналогия отлично подходит к огромному количеству ситуаций с особыми детьми.
Вот пять причин, по которым необходимо сократить поощрения детей с особыми потребностями:
1.Чтобы приглушить поведение, ориентированное на поощрение
Зависимое от поощрения поведение может проявлять себя в различных формах. Ваш ребенок может не отрывать от вас пристального взгляда, размышляя над ответом или выполняя задание, не отвечать, пока вы не зададите ему вопроса, или постоянно просить вашей помощи. Как приглушить такое поведение? Дайте ребенку время и позвольте ему самому найти правильный ответ на вопрос или выполнить задание. Если ребенок часто ждет вашего вопроса, не торопите его и пусть он сам выступит инициатором коммуникации.
2.Чтобы повысить степень их независимости
Ориентированные на поощрение дети менее независимы. Они полагаются на помощь извне и не могут полностью проявить себя.
3.Чтобы коммуникация чаще инициировалась ребенком
Многие дети сами не начинают коммуникацию, поскольку сильно зависят от сигналов от других людей. Они могут ждать приветствия другого человека, не знать, что сказать или быть сдавлены другими факторами. Зависимость от шаблона поведения другого человека не позволяет детям самим начать коммуникацию.
4.Чтобы повысить уверенность в себе
С уменьшением поощрений, вы можете столкнуться с ростом числа ошибок. Однако при этом также развивается навык обучения – мы учимся на ошибках. Когда ошибки повторяются один или два раза, вы стараетесь не повторять их в будущем. Когда ребенок сам выполнит задание, он ощутит гордость от осознания своего успеха, что мотивирует его на дальнейшее обучение и повысит уверенность в себе.
5.Чтобы улучшить навыки самостоятельного решения проблем
Очень часто, когда вы даете ребенку достаточное время на то, чтобы самостоятельно найти правильный ответ, выполнить задание или инициировать коммуникацию, он получает возможность развить свой навык решения проблем и учится самостоятельно отыскивать ответы на вопросы. Дайте ему возможность для развития самостоятельности – не торопите его. Старайтесь проявлять неспешность при выполнении ребенком заданий и при диалоге с ним.
Надеемся, что наши советы вам пригодятся. Помогайте детям с ясным пониманием того, что вы делаете! Используйте поощрение во благо, а это значит дозировано и осознанно.
Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/07/15/5-reasons-to-reduce-prompting-with-your-child-with-special-needs/