Многим детям ставят диагноз «Расстройство аутичного спектра» (РАС) в достаточно взрослом возрасте. Если подобное произошло с вашим ребенком, никогда не поздно начать терапевтические занятия. Опишем подробнее те возможности, которые вам доступны.
Общая информация
Многие типы занятий, разработанные для младших детей с РАС, также подходят и для детей постарше – мы прежде всего говорим о поведенческой терапии (англ. ABA от Applied Behavior Analysis)
Программы для старших детей и подростков должны принимать во внимание тот факт, что физический возраст ребенка и его развитее могут не совпадать – например, ребенку может быть тринадцать лет, но вести себя он будет как восьмилетний. Эти программы также должны:
- Помочь ребенку преодолеть трудности полового созревания
- Развить положительную самооценку
- Помочь установить нормальные отношения с окружающими
- Научить справляться с чувствами любви и сексуального желания
- Научить переживать периоды депрессии и резких изменений настроения, которые свойственные подростковому возрасту.
Ниже мы подробнее описываем основные программы, которые стоит пройти вашему ребенку.
Кроме того, не стесняйтесь задумываться о вкладываемых в терапию финансовых средствах и вашем времени. Откровенно ответьте самому себе на два вопроса: есть ли надежные доказательства действенности этого вида терапии и этого терапевта? Подходит ли эта терапия сложившемуся в моей семье распорядку?
Чтобы найти терапевта в вашем городе, руководствуйтесь, прежде всего, специализированными сайтами и форумами в интернете и группами в социальных сетях.
Развитие социальных навыков
Развитие социальных навыков включает в себя обучение детей и подростков умению понимать и использовать такие невербальные каналы коммуникации как глазной контакт, позы и положения тела, тон голоса и выражение лица. Также это направление обучения помогает ребенку освоить такие приемы, как умение видеть мир глазами другого человека, решать проблемы, возникающие при контакте с окружающими, и понимать сложившиеся в общества нормы и правила.
Всему этому ваш ребенок может обучаться в группе или один на один с учителем или психологом. Некоторые программы включают в себя «полевые занятия», чтобы ребенок учился отрабатывать полученные знания на практике, в незнакомых местах, с незнакомыми людьми.
Программы также могут быть типовыми и индивидуальными для каждого из детей.
Когнитивная поведенческая терапия
Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) основана на предположении, что наше мышление, чувства и поведение неразрывно связаны между собой. Исходя из этого, изменив образ мыслей можно изменить наши чувства и поведение в определенных ситуациях.
Например, не соответствующие реальности ожидания или заведомый антагонизм могут привести к разочарованию и/или конфликту, что повлияет на проявление агрессии к конкретным людям. Если заранее разъяснить ситуацию, то можно будет избежать агрессии или другого деструктивного поведения.
Например, ваш ребенок может искренне считать: «Никто меня не любит, и у меня никогда не будет друзей». Из-за этого он будет чувствовать одиночество и депрессию, что повлияет на его поведение. Он будет стремиться быть один и не использовать возможности для коммуникации с другими людьми.
КПТ может научить вашего ребенка способам замены негативных идей на другие — с большей позитивной окраской по отношению к миру и обществу. Например, альтернативной установкой может быть: «Сложно завести друзей, но я – хороший человек, и я буду продолжать свои попытки». Это поможет повысить самооценку ребенка и содействовать его социализации.
В рамках КПТ детей также учат расслабляться и управлять гневом и другими сильными эмоциями, что помогает снизить общую тревожность и раздражительность.
Рисунки и комиксы
Терапия, использующая рисунки, опирается на ведущий и самый сильный канал восприятия – визуальный (часто и у детей с РАС он особенно силен). Рисуя картинки и комиксы, дети превращают абстрактные идеи в конкретные ситуации, которые они способны понять и разрешить при помощи взрослого.
Например, вашего ребенка вызвали в кабинет директора из-за конфликта на перемене. Ребенок может нарисовать произошедшее в кабинете в виде комикса, а взрослый поможет ему лучше разобраться в сложившейся ситуации.
Моделирование
Моделирование основано на том, что взрослый или сверстник показывает ребенку, как правильно делать что-то или как вести себя в определенной ситуации. Эту манера поведения затем копируется ребенком. Моделирование может помочь в обучении ребенка многим навыкам, таким как общение (рукопожатия, махание на прощание, слова приветствия), самообслуживание (гигиена) и учеба в школе.
С распространением смартфонов, веб-камер и цифровых фотоаппаратов все популярнее становится видеомоделирование. Вы можете использовать уже готовое видео другого человека, или же сделать его римейк с собой в главной роли, а также подготовить собственное, абсолютно уникальное видео. На личном примере покажите ребенку различия в выражениях лица при разных эмоциональных состояниях, как использовать то, что называют «языком тела», что означает смена тембра и тона голоса.
Обучение при помощи сверстников
В рамках этой терапевтической стратегии детей с обычным развитием – например, братьев, сестер или одноклассников – обучают тому, как играть или взаимодействовать с детьми с плохими социальными навыками.
Когда ваш ребенок играет и социализируется с обычными детьми, у него возникает больше возможностей наладить с ними нормальные отношения и привыкнуть к мысли о том, что он сам – часть общества.
Например, одноклассников можно научить тому, что люди бывают разными, и ничего страшного в этом нет, а также тому, как начать общение с ребенком с РАС и как это общение продолжать.
Самоподсказки и самопоощрения
Дети с РАС могут достичь большей независимости, научившись управлять собственным поведением. Для этого используется целый ряд приемов – например, если ребенок учится сидеть за столом, пока не закончит обед, и это у него получилось, он наклеивает себе в специальную тетрадь новую наклейку, посвященную его любимой тематике.
Родительская забота
Любая терапия начинается с семьи. Родителям стоит пройти курсы и семинары, посвященные проблеме РАС и научиться самостоятельно справляться с такими важными задачами, как:
- Адаптироваться к странностям в поведении ребенка и его отставанием в развитии
- Поощрять у ребенка общественно приемлемое поведение
- Устанавливать с ребенком тесные, доверительные отношения
- Обучать ребенка новым навыкам