Консультант по АБА или собственные силы: что выбрать

АБА уделяет огромное внимание деталям поведения и контролю над ним – именно это и позволяет некоторым детям, прошедшим АБА-курс, стать совершенно неотличимыми от своих сверстников «всего» за несколько лет.

Консультант по АБА или собственные силы: что выбрать

Зачем нужен консультант по АБА, чтобы учить ребенка с расстройством аутичного спектра (РАС)?

Есть три составляющих обучения: люди, технология и сам процесс. Им придется работать в неразрывном единстве долго — как минимум, два года.

Люди – это консультант по АБА, АБА-тьюторы, вы сами, другие важные члены семьи, и обычно (хотя не с самого начала) педагоги из школы или детского сада.

Консультант по АБА (его еще называют «специалистом по анализу поведения») стоит во главе учебного процесса. Он будет давать указания тьюторам и вам, ставить перед вами учебные задачи, объяснять, что и как преподавать. Время от времени он будет оценивать достигнутые результаты и изменять программу занятий в зависимости от успехов ребенка.

Тьютор ведет непосредственные занятия с малышом. Таким человеком, после определенного обучения, может стать любой – от пенсионера до одаренного студента. Тьютору не помешает педагогическое или другое специальное образование, но больше всего от него требуются надежность, энтузиазм, творческий подход, умение строго выполнять инструкции и банальная (но от этого не менее важная!) любовь к детям.

Родители тоже могут выступать в роли тьюторов, если у них есть для этого время и склонности, но это решение каждый должен принимать сам для себя. Такой выбор может помочь вам сэкономить деньги, увеличить количество проводимых занятий и, конечно же, стать ближе к ребенку и лучше видеть его развитие и достижения.

Преподаватели (школы или детского сада) обычно не работают один на один с ребенком, но все равно имеют большое значение, ведь они составляют часть окружения ребенка, в котором ему приходится жить. Сотрудничество между тьюторами и преподавателями очень важно: если последние «не верят в АБА» или считают, что могут по своему собственному усмотрению достичь большего, ваш малыш может не получить никакой пользы из этой части своего окружения.

Технология — это краеугольный камень программы АБА. Отдельные элементы технологии используются и в других программах для детей с РАС, однако, по мнению АБА-специалистов, именно эта практика с наибольшей тщательностью определяет и планирует ряд ключевых вопросов адекватного развития и успешной адаптации ребёнка в обществе:

  • Что должен учить ребенок
  • С какой скоростью должно идти освоение материала
  • Как он должен повторяться и закрепляться
  • Как долго нужно оттачивать новые знания в самых разных окружениях.

АБА уделяет огромное внимание деталям поведения и контролю над ним – именно это и позволяет некоторым детям, прошедшим АБА-курс, стать совершенно неотличимыми от своих сверстников «всего» за несколько лет.

Читайте также  Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра

Консультант по АБА или собственные силы: что выбрать

Технология АБА «дискретна» и состоит из множества отдельных упражнений, направленных на отработку навыков и доведения их до автоматизма. Занимаясь с тьютором один на один, ребенок изучает язык, получает навыки игр и поведения в обществе. Эти упражнения подбираются индивидуально, хотя есть база, которую должны освоить все малыши, после ее прохождения дальнейшее продвижение определяется исходя исключительно из интересов и склонностей ребенка.

Темп, с которым проводятся занятия, так же имеет значение. Если продвигаться слишком быстро, можно добиться поверхностного прогресса, но так и не отточить жизненно важного набора навыков, которые буду использоваться всегда и везде. Консультант по АБА определит, с какой частой надо вводить новые темы, как часто их нужно повторять и закреплять, и когда нужно воздерживаться от занятий с новым материалом и полностью сосредоточиться на глубоком усвоении уже пройденных тем.

Использование приобретенных навыков должно тренироваться в различных окружениях (дом, школа, игровая площадка) с разными людьми (тьюторы, родители, сверстники). Такое «обобщение знаний» проводится систематически и имеет целью научить ребенка использовать свои умения самостоятельно и вне зависимости от обстановки.

Учебный процесс – то, как прививаются навыки –  это, на первый взгляд, самая необычная черта АБА. Так может показаться из-за того, что «дискретный» формат подразумевающий отдельные упражнения совсем не похож на «естественные» учебные методы. Сами АБА специалисты считают, что именно этот подход и делает их методику эффективной, позволяя особому ребенку достичь максимального уровня от своего потенциала. Задача консультанта состоит в том, чтобы по мере учебы помочь ребенку отделить правильную манеру вести себя от нежелательных «аутических» черт. Неформально выражаясь, АБА-специалисты называют это «поймать на хорошем».

АБА-терапия применима и к окружению, в котором ваш ребенок находится в детском саду или школе, хотя, строго говоря, в этих местах он не будет отрабатывать упражнений. Важно, чтобы там ребенка направлял и поддерживал знакомый со спецификой АБА специалист.

Эта работа часто трудна для родителей и воспитателей, хотя, как считают АБА специалисты, в случае их плодотворного сотрудничества с тьюторами и консультантами, можно ожидать более скорого прогресса. Часто допускаемая родителями и преподавателями ошибка – это помещение ребенка в школу или детсад, где он не находится под контролем знающих АБА воспитателей. Специалисты по АБА уверены, что теория о том, что «ребенку нужны дети, чтобы быть готовым к жизни в обществе», глубоко неверна, поскольку дети с аутизмом принципиально не способны «просто впитывать и усваивать социальные правила и нормы через наблюдение за обществом».

Читайте также  Структурированная игра для развития простых навыков у ребёнка с РАС

Могу ли я сам учить ребенка с РАС?

Консультант по АБА или собственные силы: что выбрать

Перефразируя свадебные клятвы, мы находимся вместе с нашими детьми и в радости, и в горе. Родители – это самые важные учителя и советчики для малыша, поэтому заданный вопрос лучше поставить так: «Какую роль я могу играть в программе занятий с ребенком с проблемами в развитии, раз эта программа трудна и требует специальных знаний?»

Задайтесь вопросом: смогу ли я, человек, чья первейшая обязанность состоит в заботе о ребенке и внимании ко всем его потребностям, найти время и энергию, чтобы пройти обучение, освоить новую для себя роль и посвятить себя тому, чтобы стать по-настоящему эффективным преподавателем?

Многие родители оказываются способны на это. Порой они даже создают собственные школы для детей с РАС. С другой стороны, если вы уже по уши заняты текущими делами, устали и ощущаете, что вам не хватает выдержки и терпения, лучше оставить вопросы обучения в компетенции других людей. Вам, конечно же, стоит посещать занятия с вашим ребенком и самим копировать увиденное на уроках, но, скорее всего, и вы, и ваш ребенок добьетесь больших успехов, если вы не будете перенапрягать себя.

Вот что хотелось бы сказать родителям из многих городов и даже стран, где нет ни консультантов, ни преподавателей, которые могли бы обучать АБА. Когда нет ни школ, ни государственной помощи, ни волонтерских программ, вам во многом приходится действовать наобум. Конечно, не хотелось бы никого отговаривать от попыток помочь малышу. Вместе с тем, если всё, что вы имеете в своем арсенале – это сам ребенок, пара сайтов в интернете и несколько книг, дающих надежду на лучшее будущее, то сложно спрогнозировать, принесет ли ваше самообучение больше пользы или вреда в долгосрочном периоде.

АБА – это область, требующая особых знаний. Хотя её основные принципы невероятно просты на первый взгляд, достаточно трудно использовать их на практике так, чтобы адаптировать под индивидуальные особенности каждого ребенка. Это вовсе не быстрые уроки из серии «сделай сам».

Источник: http://aba-easysteps.co.uk/wp/aba-consultant/

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Выкуп автомобилей в санкт-петербурге из залога. Аренда автомобиля с правом выкупа без залога.;бот Bybit;лечение перекоса таза;рольставни для веранды из прозрачного поликарбоната

Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.