Из этой статьи вы узнаете о проверенных приспособлениях для гармонизации сенсорной сферы, которые хорошо помогают детям с РАС и СДВГ удерживать концентрацию внимания на учебных занятиях. Для большинства девайсов мы предложим варианты бюджетных аналогов.
Отметим также ценность некоторых изделий для нейротипичных детей с недостатком внимания и даже для взрослых, в планы которых входит максимально продуктивная работа в офисе и крепкое здоровье.
Во время учебы дети часто испытывают проблемы с концентрацией:
- Вертлявость и ерзание на месте
- Качание на стуле
- Желание опереться на соседа по парте
- Взгляды в окно
- Рисование каракуль
- Постукивание пальцами и ручкой по столу…
Все эти варианты поведения многие педагоги и родители принимают за патологическую невнимательность.
Хотя это может показаться неожиданным и противоречащим здравому смыслу, но такие сигналы чаще говорят о попытке сохранить концентрацию, а не о желании отключиться от урока.
Последние исследования показали, что деятельность, которая связана с включением дополнительных органов чувств, помогает детям с РАС и СДВГ добиться большей концентрации на том, чем они сейчас заняты.
Дефицит внимания нарастает по двум основным причинам:
- С ростом продолжительности задания
- Из-за его монотонности и предсказуемости
Простыми словами, внимание переключается, когда становится скучно.
Обратим свой взгляд в сторону взрослых. Чтобы подкрепить концентрацию на работе взрослые люди делают многие вещи, активно подстегивающие разные сенсорные системы:
- Жуют жвачку или крекеры
- Пьют чай или газировку
- Отбивают ритм подошвой
- Грызут ногти или колпачок ручки
- Постоянно поправляют волосы
- Двигают кончиком языка
- Постукивают по столу пальцами
Это происходит потому, что большому числу людей выполнение сразу двух задач помогает мозгу не терять контакта с главной из них.
Так и у детей с РАС и СДВГ сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный.
Дополнительная целенаправленная самостоятельно контролируемая нагрузка на недогруженные или перегруженные сенсорные системы помогает детям убрать из поля внимания отвлекающий шум, видимость каких-то предметов и другие фоновые раздражители.
Когда дети ерзают, облокачиваются на мебель или других людей, гудят или издают неречевые звуки, делают движения руками, им проще понять, что сейчас происходит вокруг них. И это позволяет мышлению сфокусироваться на учебной задаче.
Вместо того, чтобы принуждать ребенка к неподвижности, взгляду в одну сторону или на определенного человека, лучше спросить себя: Как можно догрузить сенсорику особого малыша так, чтобы он стал проявлять больше внимания?
Спросите совета у самого ребенка, изучите его поведение и постарайтесь определить, какой из перечисленных ниже приемов будет максимально эффективным.
Используйте выдумку и не бойтесь экспериментировать с собственными оригинальными идеями. Не отчаивайтесь от стоимости игрушек и девайсов для особых детей!
Бюджетные замены легко найдутся практически для большинства из нижеперечисленных снарядов.
Итак, перечень возможных средств и методов для усиления концентрации внимания:
- Использовать небольшой предмет, чтобы занять руки — гладкий или шипованный мяч, который можно сжимать, рельефную игрушку или кусочек комфортной ребенку ткани. Также могут пригодиться резиновые эспандеры и четки.
При поиске бюджетных аналогов стоит учесть, что в магазинах для домашних животных есть широкий выбор приспособлений, способных выполнить нужную функцию и для человека. Выбирайте продукцию известных брендов, из материалов, прошедших тщательную экологическую проверку.
- Сидеть на надутой воздухом резиновой подушке или на специальном наклонном диске. Так верчение и ерзание ребенка уменьшатся и не будут отвлекать остальных детей:
- Сидеть на стуле с фитболом, что потребует усилий по сохранению равновесия.
В этом универсальном снаряде примечательно то, что такое приспособление полезно и взрослым, которые много времени проводят за столом в офисе. Оно разгружает позвоночник и способствует активизации кровообращения:
Наиболее бюджетный вариант — купить обычный фитбол нужного диаметра и плотно установить его в подходящую коробку от бытовой техники. Выбор диаметра фитбола зависит от роста ребенка, как и высота его письменного стола и парты:
- Поместить под парту полоску ткани, которая особенно приятна ребенку на ощупь. Во время урока ребенок сможет гладить ее руками или мять пальцами.
- Обвязать ножки стула эластичным жгутом/широкой тугой резинкой и разрешить ребенку ставить на жгут ноги и двигать ими вверх-вниз вперед-назад:
- Положить под ноги ребенка надувную или достаточно твердую подушку.
- Бюджетная альтернатива: выбирайте самые дешевые из перьевых подушек достаточно большого размера (наполнитель – перо от 90% и более). По такой подушке ребенок сможет притоптывать на месте, но меньше отвлекать других.
- Утяжеленные жилеты также будут способствовать отчетливому ощущению тела в пространстве и насытят проприоцептивную нехватку:
- Позволять ребенку вставать, короткое время перемещаться по классу/комнате и возвращаться к работе. Для домашних переменок к вашим услугам широкий диапазон решений: шведская стенка с кольцами или только кольца или веревочная лестница, свисающие с крюков в потолке, фитнес полусфера — вместо балансира, качели в дверном проеме или на кронштейнах в потолке.
При выборе промежуточной физической активности внутри занятия всегда учитывайте то, что у многих детей с РАС и СДВГ лучше всего повышают концентрацию разнообразные нагрузки на сферу равновесия, проприоцепции и осязания.
- Использовать визуальные подсказки: таймер-часы (Time Timer) с красным или оранжевым сектором, который четко показывает, сколько еще осталось учиться и как скоро перемена:
- Делать короткий перерыв после того, как решена очередная задача и перед началом новой. Вспомним советские школы, где были пальчиковые упражнения с ритмичными стихами на занятиях чистописания («Мы писали, мы писали – Наши пальчики устали» и т.п.). При этом некоторые учителя предлагали детям встать и поприседать в проходах между партами.
- Использовать специальные ручки с резиновыми наконечниками, которые можно грызть безопасно для здоровья, не привлекая излишнего внимания окружающих. Такие ручки можно приобрести в интернет-магазинах с товарами для особых детей. Наконечники из резины можно изготовить и самому:
- Если ребенок любит грызть одежду, можно пошить ему полоски через плечо для кусания, а также выдавать леденцы. Альтернативным решением могут стать специальные грызунки (или чуинги от англ. chewing). Посмотреть их ассортимент можно на Amazon (ключевые слова chewing, autism, special needs), чтобы заказать подходящий в ближайшем интернет-магазине для особых детей.
- Бюджетной заменой может стать и обычный прорезыватель для зубов, которые так любят грызть дети до 2 лет:
- В домашних условиях также можно использовать аромамасла: запах мяты отлично помогает собраться и сосредоточиться, а запах лаванды в конце вечернего занятия подготовит к отходу ко сну:
В завершении — о пользе самостоятельности. Чем больше контроля над учебными средствами будет у самого ребенка, тем лучше ему будет даваться учеба, и тем эффективнее он сможет управлять собственной жизнью.
Спрашивайте у ребенка, что ему нужно! Предлагайте и показывайте личный пример использования подобных приспособлений и чутко отвечайте на реакцию ребенка.
Перевод с дополнениями. Источник: http://autismbayarea.org/better-focus-through-fidgeting/
Здравствуйте! Вы пишете, что «Последние исследования показали, что деятельность, которая связана с включением дополнительных органов чувств, помогает детям с РАС и СДВГ добиться большей концентрации на том, чем они сейчас заняты». Не могли бы Вы дать ссылку на эти исследования, с фамилиями конкретных учёных. Спасибо
Добрый день, Анна. За дополнительной информацией Вы можете обратиться к первоисточнику. Мы лишь сделали перевод.