Проприоцептивная сенсорная система – одна из семи частей в общей сенсорной системе человека. Она сообщает нам, где находятся части нашего тела, даже без того, чтобы мы их видели. Это осуществляется благодаря особым нервным окончаниям в суставах, связках и мышцах.
Обычно жажда дополнительных проприоцептивных стимулов хорошо заметна со стороны. Ребёнок чаще всего делает что-либо из списка ниже:
- Ощупывает себя (и даже бьёт), предметы и людей
- Ищет давления на тело (от слабого до сильного), любит очень крепкие объятия
- Сжимает и разжимает мелкую мускулатуру (жевание и сосание разных предметов, пальцев, волос, необычная напряжённая мимика, движения в кистях и стопах, особенно пальцами)
- Занимает необычное положения тела во время сидения, стояния, лежания и даже ходьбы (прислоняется к стене, ведёт рукой по стене и предметам, всё ощупывает, выгибается в позах, требующих растяжения мышц)
- Бегает, приседает и прыгает
- Пытается двигать и нести большие предметы
- Наваливается всем телом на диван
- Качается на стуле и т.д.
Обычно такая стимуляция требуется ребёнку для успокоения нервной системы, которая может уделить достаточно ресурсов иной деятельности только в случае, когда человек хорошо осознаёт положение своего тела в пространстве.
Для эффективных обучающих занятий любого толка (на уроке или дома с мамой) требуется концентрация внимания. Нервная система маленького человека не должна отвлекаться на дискомфорт от нехватки проприоцептивной чувствительности.
Если нехватка значительна и присутствует с малышом постоянно, закономерно возникает необычное поведение. Так получается потому, что, только осуществляя дополнительное стимулирование, ребенок компенсирует нехватку. Когда нехватка компенсирована, ребёнок чётко чувствует своё тело и перестаёт отвлекаться на выяснение вопроса «где я, где моя рука, нога и т.п.». Таким путём он достигает лучшей концентрации на процессе обучения или на объекте игры и беседы.
Для многих детей с РАС весьма эффективным вариантом становится одновременная работа с проприоцепцией и равновесием. В создание гармоничных условий входят:
- Определение необходимого сенсорного убежища
- Регулярные упражнения на проприоцепцию и вестибулярный аппарат – 10-15 минут каждые 2-3 часа.
Нередко упражнения совмещают работу с обеими сенсорными системами — из-за их тесной взаимосвязи и перекрёстных стимулов.
Такой режим отлично работает на адекватную сенсорную интеграцию, которая предполагает упорядочивание ответов со стороны нервной системы ребёнка на всё разнообразие стимулов. Организуя работу нервной системы, мы добиваемся повышения концентрации на учебных задачах, а также спокойного эмоционального состояния. У ребёнка уменьшаются явления самостимуляции, истерики, агрессия к другим и себе.
Посмотрите ВИДЕО по ссылке:
- Оно прекрасно иллюстрирует классические примеры детского поведения в условиях недоразвития проприоцептивной системы и оставляет нам большое пространство для её совершенствования.
Мы полностью согласны с авторами видео и предлагаем вам памятку по основным видам деятельности, которые развивают одну из семи сенсорных систем и насыщают дефициты в проприоцепции у детей: