23 способа коммуникации с невербальным ребенком

«Только лишь то, что ребенок не может говорить, не означает, что ему нечего сказать» — эту истину нужно помнить всем родителям невербальных детей.

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Коммуникация – это одна из базовых потребностей человека. Именно коммуникация  позволяет ему обмениваться знаниями с другими людьми, принимать важные решения и чувствовать себя частью общества.

У людей с ограниченными возможностями в области речи, и у тех, у кого речь совсем отсутствует, потребности в коммуникации не отличатся от нейротипичных людей. Но чтобы сделать общение с ними эффективным, нужно приложить усилия.

Вот как описывает свой опыт проблем с коммуникацией взрослый человек с расстройством аутичного спектра (РАС): «Я работаю санитаром в центре помощи людям с аутизмом. Многие мои подопечные не могут говорить. У меня тоже были большие проблемы с речью в раннем возрасте. Я знаю, каково это, когда люди обсуждают тебя в третьем лице прямо перед тобой, как будто то, что ты не можешь говорить, означает, что ты не можешь понять их слова. Мне очень сложно достучаться до других – и я переживал, что не могу этого сделать. Сейчас на моей работе я понимаю моих пациентов лучше, чем многие другие  – очень часто врачи просят меня «перевести», что хочет сказать тот или другой человек. Очень важно дать таким людям альтернативный способ коммуникации, если речь сама по себе им недоступна. Раздражительность, истерики у таких людей – это, зачастую, крик отчаяния от невозможности быть понятым».

Все предложенные способы коммуникации были описаны родителями особых детей, а также взрослыми невербальными людьми. Все они действительно работают, однако вам и вашему ребенку какие-то из способов могут подойти больше, а какие-то меньше.

Надеемся, что предложенная нами информация вам поможет, и начинаем наше описание.

1.Пусть жесты заменят слова

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Вера умеет хлопать в ладоши. Родители научили ее хлопать, когда она хочет сказать «да».

2.Будьте с ребенком на одном уровне

Играть и говорить проще, когда вы с ребенком можете видеть друг друга. Поэтому, присядьте, чтобы оказаться с ним на одном уровне.

3.Говорите сами

Толя не может говорить и не понимает всего, что слышит. Тем не менее, важно продолжать говорить с ним о том, что происходит вокруг.

4.Глазной контакт

Некоторые родители клеят себе на лоб стикеры, как средство привлечь внимание ребенка. Это напоминает ему о необходимости смотреть на лица людей, когда он общается с ними, что способствует большей вовлеченности ребенка в коммуникацию.

5.Ищите смысл

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Многие родители стараются найти причину всех невербальных проявлений ребенка, чтобы понять, что именно он хочет донести до родителей своим поведением.

Читайте также  5 стратегий мотивации к общению: создаём условия в стенах дома

6.Используйте зеркала

Если прямой взгляд в глаза слишком сложен для вашего ребенка, используйте зеркало, чтобы он мог смотреть на ваше отражение во время общения.

7.Ты хочешь это или это?

Во время прогулок мама спрашивает сына: ты хочешь это (похлопывает по одному предмету) или это? (похлопывает по другому предмету). После этого ребенок выбирает желаемый предмет. Это прием можно использовать и для других видов коммуникаций, не только тех, которые предусматривают выбор.

8.Ищите альтернативные способы выражения себя

Важно предоставлять ребенку альтернативные пути, чтобы раскрыть себя. Это могут быть танцы, музыка, рисование, исследование разных типов поверхностей, стук в барабаны, взмахи руками с трещотками. Присоединяйтесь к его занятиям. Не стесняйтесь прилечь рядом с ним на ковер и увидеть мир его глазами

9.Все не так очевидно

Часто родители детей с РАС настаивают на глазном контакте во время общения. Людей с синдромом Аспергера избегают глазного контакта именно потому, что без него им проще услышать собеседника. Им сложно одновременно обрабатывать информацию со слуха и пытаться понять, что означает выражение лица человека напротив них.

10.Куклы и пение

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Часто дети с РАС не общаются вербально с другими  людьми и не поддерживают с ними глазной контакт. При этом они могут общаться (и часто делают это при помощи слов) с куклами или домашними животными. Некоторым таким детям нравится пение, и они прекрасно поют, хотя почти не используют слов при общении. Используйте сильные стороны таких детей, чтобы наладить с ними коммуникацию.

11.Создавайте социальные истории

При помощи простых компьютерных программ и фотоаппарата вы можете сами создавать социальные истории на темы, которые близки именно вашему ребенку, описывая именно то окружение, в которым живет ваш сын или дочь.

12.Сделайте карточки

Сфотографируйте любимые игрушки, членов семьи, а также предметы в квартире и на улице, с которыми сталкивается ваш невербальный ребенок. Распечатайте их на принтере и заламинируйте. Пусть ребенок выбирает из них интересующие его предметы (поначалу за раз не стоит предлагать ему не больше трех карт).  При помощи таких карт он может выражать свои желания, или делиться эмоциями по отношении к чему-то.

13.Носите с собой «карточку-сюрприз»

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Если ваш ребенок с РАС не любит нового, важно готовить его к предстоящим непредвиденным ситуациям заранее. Носите с собой карточку-сюрприз, которую показывайте ему перед тем, как произойдет незапланированное событие. Осознав это событие заранее, ребенок сможет легче смириться с его наступлением.

Читайте также  Гиперактивность при аутизме: что можно предложить кроме биомедицинского лечения

14.Используйте камеру мобильного телефона

На камеру мобильника снимайте все, что заинтересовало вашего ребенка на прогулке – потом эти фотографии можно показать ему, чтобы он пережил уже испытанные эмоции.

15.Язык жестов

Используйте придуманный для глухонемых язык жестов. При помощи этого языка ребенок с моторными нарушениями речи может выразить свои пожелания и вести долгие диалоги с родителями. Освоение его потребует времени, но результат того стоит.

16.Объекты-символы

Объекты-символы – это отличный способ помочь людям с проблемами в обучении или сенсорными нарушениями понять окружающий мир. Используйте объект, чтобы символизировать какую-либо деятельность – например, ложку для еды или полотенце для душа.

17.Proloquo2Go

Попробуйте программу для планшетов Proloquo2Go. Многие дети с расстройствами речи отлично управляются с планшетами и могут использовать их для выражения своих нужд.

18.Самодельные комиксы

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Маша любит комиксы. Чтобы донести до нее новую информацию, родители рисуют ей картинки с пузырями для слов – в форме самодельных комиксов она гораздо лучше усваивает новое для себя.

19.Лист-паспорт

Лист-паспорт – это одностраничный документ, который ребенок всегда носит с собой. Из этого листа люди, с которыми они  встречаются, узнают, как лучше общаться с ребенком и какая помощь ему требуется.

20.Коммуникационные книги и таблицы

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

Некоторые дети могут научиться выбирать и показывать на что-то при помощи специальных книг и таблиц. Дети могут показывать пальцем или кулаком. Если это невозможно, то ребенок может указать на интересующую его картинку взглядом или кивком головы.

21.Повязки на руки

Можно повязать ребенку на одну руку зеленую повязку – движение (взмах, похлопывание) ею будет означать «да», а на другую – красную (эта рука будет выражать сигнал «нет»). Так вашего ребенка смогут понять все окружающие.

22.Буклет

Можно подготовить не лист-паспорт, а цветной развернутый буклет, с описанием вашего ребенка, которое окружающим  будет легко и быстро понять. Эти букеты особенно пригодятся для новых учителей, нянь, психологов и логопедов.

23.Набор слов на планшете

Если ваш ребенок знает алфавит и умет пользоваться планшетом, он может набирать слова на нем, и, при помощи одной из многочисленных программ, напечатанные слова будут превращены в речь.

Надеемся, что наши советы вам помогут. Желаем – УДАЧИ!

Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/16/23-ways-to-communicate-with-a-non-verbal-child/

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.