В стандартном определении стереотипии из Википедии мы сразу встречаем поверхностное словосочетание «бесцельное повторение движений, слов или фраз». И это не удивительно, ведь глядя со стороны глазами нейротипичного человека, многие стимы особых детей бесцельны, непонятны и утомительны. Однако такая узость нашей оценки никак не проникает в суть патологического процесса.
Что же стоит за стереотипиями на самом деле? И почему эпитет «бесцельный» не отражает сути явления?
Вот главное, что важно понять в теме стереотипий:
По ощущениям человека с РАС у стереотипий ВСЕГДА ЕСТЬ ЦЕЛЬ, а их интенсивность и устойчивость возникают именно потому, что ЦЕЛЬ ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНО ДОСТИГАЕТСЯ конкретными простыми движениями, или сложным узором циклического поведения, или специфическими вокализациями.
Что же делать со стереотипическим поведением ребенка с РАС?
По мнению большинства специалистов и опытных родителей детей с РАС упрямое искоренение стереотипий – тупиковый путь. Чаще всего он приводит к тому, что пережив дискомфорт от сопротивления, ребенок заменит одни стимы другими, вполне возможно, более неприемлемыми.
Поэтому выгодно работать со стимингом по-другому — в зависимости от степени опасности и социальной приемлемости такого поведения:
- Если стереотипии опасны ребенку или окружающим, отнеситесь исключительно строго (!) = категорически запретите. Будьте честны с собой: раз и навсегда – это раз и навсегда. Ваш запрет должен быть бескомпромиссным с самого начала. При возможности, можно поискать безопасную замену, если вы понимаете цель такого поведения.
- Если стимы неприемлемы в условиях активной социализации (будучи среди людей), но безопасны для ребенка, создайте промежуточный этап отучения: разрешите ребенку делать это в своей комнате и дома, но запрещайте на детской площадке, в детском саду и пр. Здесь лучше всего помогает адекватная замена, которая достигает тех же целей для ребенка, но смотрится менее вызывающе со стороны.
- Выделяйте конкретное время для стиминга, например, приурочив к приему пищи или к возвращению домой с прогулки.
- Для детей с тяжелым аутизмом неопасные виды стиминга можно использовать как поощрение, если они повышают концентрацию и позволяют сосредоточиться к новому этапу занятия.
Ниже мы предлагаем вам памятку, из которой вы узнаете:
- Основные цели стиминга, которые неочевидны нейротипичным родителям, но присутствуют в большинстве случаев стереотипичного поведения детей с РАС;
- Варианты замены в зависимости от ведущей нужды в самостимуляции, которая возникает из-за неполадок в сенсорной системе ребенка.
Надеемся, это поможет вам лучше понимать любимого малыша и терпеливо реагировать на его особенности.
Мне понравилось! Хотелось бы больше информации.
Согласна, статья хорошая, но хотелось бы раскрыть каждый вид стереотипии. У нас например ребенок смотрит на все крутящееся ( вентиляторы, стиральная машинка) и сам крутит крышки от кастрюль, а еще вибрации , садится спиной к выжимающей белье машинке и сидит в нирване. Хотелось бы больше информации как заменить эти стереотипии, и какие виды помощи кроме замены могут помочь в этих случаях.