Стереотипии, или стимминг – загадочное поведение многих детей с РАС, которое, однако, легко понять после объяснений взрослых людей с аутизмом. Одно из таких объяснение самостимуляции у гипочувствительных детей с РАС мы приведём для вас сегодня.
Укрупнённо у стереотипичного поведения есть 5 причин:
- Повышенная чувствительность к сенсорному раздражителю
- Пониженная чувствительность с жаждой дополнительного сенсорного раздражителя
- Тяга к общению или разочарование в нём
- Физическая боль и дискомфорт, вызванный объективным соматическим нездоровьем
- Потому что это успокаивает или доставляет удовольствие
Стимминг у ребёнка с РАС может снижать концентрацию внимания, что приводит к проблемам в обучении и социализации. Окружающие не любят и не понимают навязчивого повторяющегося поведения, которое сильно отличается от принятых в обществе норм. А ведь именно так и выглядят стереотипии.
Размахивание пальцами перед глазами, вращение глаз, частое моргание, непрерывный взгляд в одну точку (чаще всего – на источник света). Трение, щёлканье пальцами, почёсывание. Непонятные звуки без речи, закрывание ушей руками. Раскачивание тела, махание руками, как будто крылышками. Облизывание и обгрызание предметов. Обнюхивание любого объекта, в т.ч. людей и их вещей.
Все действия, описанные выше, представляют собой стереотипическое поведение — из-за сбоя в работе основных сенсорных каналов. Такие действия сам ребёнок воспринимает как полезные и приятные, поэтому искоренить их с помощью жёсткого запрета не получится. Действуя запретительно, вы войдёте в замкнутый круг истерик и усиления самостимуляции.
Поступайте иначе – разумно! Замените самостимуляцию на те виды деятельности, которые являются наиболее социально приемлемыми.
ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СТИММИНГ
- ЗРИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: свет мигающий и мерцающий во всех видах игрушек (шары, гирлянды, указки), юла, волчок, калейдоскоп, витражное стекло, глобус, или видео (мультики, компьютерные игры и т.п.)
- СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: музыкальные инструменты, трещалки, маракасы, радио, музыкальные шкатулки, музыкальные видео-клипы
- ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: массаж, душ с массажной насадкой, кольца Су-Джок, валики Ляпко, мягкие игрушки, подушки разной плотности, упражнения на продавливания тела и крепкие объятия, утяжелённые жилеты и одеяла, игры с песком, игры с разнофактурными материалы, поделки из текстурных материалов, рисование пальчиками, пластилин, игры со льдом и водой
- ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: гамак, «гнездо совы», резиновые лошадки-прыгуны, деревянные игрушки-качалки, фитнес-мяч, качели разных видов, крутящееся офисное кресло, батут, кольца на шведской стенке
- ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: продукты, которые ярко и хорошо пахнут, душистые канцелярские принадлежности, ароматические масла и свечи, палочки для благовония
- ОРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ: все контрасты (кислый/сладкий, холодный/тёплый), сильно ароматизированные продукты с хрустящей текстурой, плотные смузи для питья с помощью трубочки, жвачка, конфеты
ГИПОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ при РАС
Приведём пример объяснения от взрослого человека с аутизмом по поводу желания ребёнка вступать в тесный, и даже грубый контакт – «хочу бороться». Полный текст статьи на английском языке можно прочитать здесь. И это стоит усилий! Статья написана очень толково, а блог в целом заслуживает внимания родителей, которые стремятся ещё лучше понимать своих детей с особенностями.
«В отличие от многих людей с аутизмом, я ГИПОчувствительный. Таким людям требуется гораздо больше стимуляции, чтобы чувствовать себя удовлетворённым и спокойным. Со стороны мы часто смотримся отчётливо дезориентированными в пространстве и времени.
Там, где обычный человек воспринимает формы, мы видим только контуры. Где он слышит речь, мы слышим приглушенную и неразборчивую акустическую волну. Мы часто проявляем желание общаться слишком выразительно, что для обычного человека воспринимается как агрессивно и неприемлемо. Мы страстно жаждем-ищем-хотим сильных ощущений. И то, что станет насыщающей нормой для нас, средний человек всегда воспримет как перебор.
Я просыпаюсь в 8:30 и толком не чувствую своего тела – где руки, ноги, плечи, голова. Я сползаю с кровати с ощущением, что ноги как переваренные спагетти, и иду в гостиную, где много раз прыгаю на диване. Диван – толчок – ковёр. И так без остановки, как будто на батуте.
Включаю телевизор и ищу самые мелькающие видео – новости, музыкальные клипы – и смотрю на них, пока изображение не перестаёт быть размытым.
Я прыгаю перед телевизором, размахиваю руками и ногами…. И в какой-то момент я внезапно прихожу в норму: хорошее ощущение частей тела, зоркое зрение, чуткий слух. Но уже через 3-4 часа я снова могу быть неожиданно выкинут в присущую мне ГИПОчувствительность — как щепка после урагана.
Пока я не мог объяснить, зачем я проделываю все эти вещи, люди совершенно не понимали меня. Они считали этот набор действий «бессмысленным». Мне же хотелось кричать и достучаться до них с единственно верным объяснением. Я делаю это не потому что «просто захотелось» бесцельно и спонтанно, а потому что я НУЖДАЮСЬ в этом для улучшения самочувствия.
Со стороны всё это выглядит, как будто я не контролирую своё тело. А в это время происходит прямо противоположное: тело пробуждает себя к нормальной деятельности и берёт себя под контроль — посредством дополнительной стимуляции, которая, однако, агрессивна для усредненно нормальной сенсорной системы.
В какой-то момент я могу перестать чувствовать одну руку – я буду ею сильно размахивать. В другое время я потеряю фокус в зрении – я буду перебирать пальцы перед глазами. Ещё я могу вскочить и начать расхаживать вперёд-назад, и это будет ответом тела на потерю контроля над концентрацией внимания.
Поэтому именно стимминг помогает мне при обучении! Я возвращаюсь в норму с помощью него! Без такой адекватной реакции, исходя из моих особенностей, тело не смогло бы функционировать в нужном мне русле.
Суть моего состояния никогда не изменится: я НУЖДАЮСЬ в гораздо большей сенсорной стимуляции, чем может предоставить мне среднестатистическая нормальная обстановка.
Кратко говоря, я бы описал свою ситуацию так:
«МОЁ ТЕЛО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ, КАК ВЫШЕДШЕЕ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ СЕБЕ САМОКОНТРОЛЬ».
Источник:
http://www.parents.com/health/special-needs-now/why-kids-with-autism-stim-helpful-advice-from-an-autistic-adult/