Эта статья будет полезна тем родителям, которые уже обращались к врачам со своими опасениями о «странностях ребенка» и хотя бы один раз слышали от врачей любые слова однокоренные со словом «аутизм».
О том, как осознать свои опасения по поводу задержек в развитии ребенка и к каким врачам обращаться с вопросами, мы описали здесь.
На приеме у специалиста – любого! — кто-то из обеспокоенных родителей услышит слова «аутичный», «аутистический», «аутистические черты», «расстройство аутистического спектра», «аутизм», «задержка психоречевого развития с аутичными чертами», «расстройство коммуникации с симптомами аутизма»… Вариантов может быть множество.
Именно здесь должен начаться новый этап вашей жизни и лечения ребенка.
Обратите внимание! Этот этап должен начаться вне зависимости от того, адекватна ли формулировка к действующим стандартам диагностики.
Выгоднее всего — отталкиваться от принципа повышенной бдительности, когда речь идет о столь серьезных словах, однокоренных с понятием «аутизм».
Что вас ожидает на этапе предварительного диагноза?
В странах СНГ невропатолог — это тот врач, который чаще всего первым озвучивает предположение о РАС у ребенка. Практика показывает, что обращение к детскому психиатру сильно пугает родителей. Поэтому на этапе родительских подозрений невропатолог стоит в одном ряду с психиатром, в сопровождении психолога и логопеда-дефектолога.
Как только невропатолог заподозрил РАС, он должен направить вас к психиатру.
Где и как окончательно решается вопрос о диагнозе РАС?
Без учета местных тонкостей, в России и Украине процесс получения окончательного диагноза примерно одинаковый. Важные субъекты и действия процесса таковы:
- Детский психиатр — тот врач, который имеет ведущее право голоса в формулировке окончательного диагноза;
- Встать на учёт в психоневрологический диспансер – это ключевой поворот на пути к инвалидности;
- Детское отделение психиатрической больницы — то место, где заканчивается ваш путь к точной формулировке и соответствующей группе инвалидности.
Аутизм в чистом виде дает право на инвалидность по психиатрии, а при наличии сопутствующих неврологических проблем – также и по неврологии.
Кто должен предоставить вам точный алгоритм действий для оформления инвалидности?
Детский психиатр. На приеме у психиатра задаете прямой вопрос: «Хочу оформить инвалидность, если наш диагноз позволяет. Что для этого нужно сделать?».
Что происходит во время обращения в детское психиатрическое отделение?
В детском психиатрическом отделении осуществляется глубокая диагностика аутизма, которая подтвердит или опровергнет предварительный диагноз. При подозрении о РАС большинству пациентов достаточно пребывания на дневном стационаре (вы находитесь в больнице всего лишь часть дня).
В дифференциально-диагностическую программу могут быть включены следующие патологии: задержка психического и психоречевого развития, олигофрения, шизофрения, депривационные расстройства и некоторые генетически обусловленные синдромы.
Диагноз «Детский аутизм» устанавливается после периода наблюдения за ребенком. Широко используются различные опросники и тесты измерения уровня интеллекта и развития. Врачи также могут опираться на сведения, полученные от родителей и/или педагогов.
Во время наблюдения ваш ребенок сравнивается с нормальными показателями и оценивается то его поведение, которое выходит за рамки норм.
Уточняющее обследование может включать электроэнцефалографию (ЭЭГ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) и компьютерную томографию (КТ) головного мозга, консультацию генетика и генотипирование, консультацию гастроэнтеролога при расстройствах пищеварения, а также консультации других специалистов терапевтического профиля.
Каковы перспективы для ребенка с диагнозом РАС?
Традиционная медицина пока что трактует аутизм как неизлечимую патологию центральной нервной системы. Однако, как показывает практика, во многих случаях аутизм поддается эффективному воздействию.
Для адаптации в новых непростых условиях важно как можно раньше принять данность: восстановление и абилитация ребенка с РАС – это марафон на всю жизнь.
Ваша цель – сделать как можно лучше качество жизни своего ребенка. И в это понятие также входит ваше собственное здоровье и благополучие.
Вариантов воздействия на аутистические расстройства предлагается немало, что по грустной иронии подчеркивает уровень современных знаний об аутизме: «Если от болезни есть множество лекарств, значит, она – неизлечима».
Однако сегодня все меньше поводов для апатии и тотального пессимизма. Наука не стоит на месте! Найдены и продолжают исследоваться многие физиологические взаимосвязи, позволяющие лечить или улучшать качество жизни. Успешно применяется несколько ключевых педагогических подходов для всесторонней помощи детям с РАС.
Основные методы воздействия при лечении аутизма мы вкратце описываем ниже — со ссылками на более подробные материалы.
Биомед и DAN!-врачи
Биомедицинское направление — наиболее прогрессивный путь медикаментозного лечения аутизма. Биомед призван осуществить комплексную коррекцию патологии через возвращение физического здоровья всему организму:
- В первую очередь лечению подлежат кишечник и иммунная система. Данное направление опирается на существующие знания и научные предположения о взаимосвязи между состоянием кишечника, иммунитета и нервной системы во главе с головным мозгом.
- Кроме того, дети с РАС рассматриваются как люди с недостаточным усвоением ключевых нутриентов (витаминов, минералов, аминокислот), поэтому они нуждаются в дополнительном приеме широкого спектра добавок.
- Также в биомедицинской коррекции важным фактором успеха является удаление из детского организма тяжелых металлов и исключение экзотоксинов из повседневной жизни ребенка.
В основе биомеда закономерно лежат диетические рекомендации. Наиболее широкую популярность приобрела безглютеновая безказеиновая безсоевая диета — БГБКБС диета. О ней мы поговорим отдельно – в статьях раздела «БГБК диета».
И хотя пока что наука не располагает большим числом масштабных и специализированных исследований на эту тему, оптимистичные перспективы в поиске средств для выздоровления от аутизма располагаются именно в биомедицинской плоскости.
Мы публикуем материалы о разных аспектах этого лечебного направления в отдельном разделе — «Биомед». Раздел содержит переводы статей из блогов врачей биомедицинской школы, последние новости об исследованиях и подробные отзывы родителей.
ABA — Applied Behavior Analysis
В основу коррекционной помощи при аутизме зачастую целесообразно поместить метод АВА. Это аббревиатура от англоязычного названия Applied Behavior Analysis – прикладной поведенческий анализ.
Метод АВА — эффективный и широко применяемый подход к педагогике детей с РАС (прежде всего в США).
Для стабильных и значимых успехов этот трудоемкий, индивидуально направленный метод требует тесного сотрудничества тьютора и родителей.
Цена АВА-терапии немалая, а доступность в разных регионах СНГ сильно колеблется. Однако у родителей всегда есть возможность освоить азы метода, в том числе обучаясь на дистанционных курсах.
Начальных знаний по АВА чаще всего бывает достаточно для решения многих рутинных задач, улучшающих жизнь ребенка и семьи, например:
- Навыки самообслуживания и ухода за собой
- Навыки самостоятельной игры
- Исключение нежелательного поведения
- Рост эффективности общего взаимодействия с ребенком в естественной среде.
Если обучившаяся методу мама будет вдумчиво внедрять АВА-программы под руководством опытного супервайзера, то данный вид помощи даст хорошие результаты и в домашних условиях. Подробнее про АВА вы можете узнать из одноименного раздела.
Речевая терапия
Важное направление коррекционной работы, которое часто недооценивается в младшем детском возрасте.
Наблюдения многих педагогов и врачей говорят нам о снижении возможности «разговорить» аутичного ребенка по ходу его взросления. Конечно, из закономерностей бывают исключения, а медицина не стоит на месте. Но в среднем случае устойчивые речевые успехи в 3 года получить легче, чем в 5 или 8 лет.
Поэтому ОЧЕНЬ ВАЖНО НЕ ЖДАТЬ точного диагноза и НЕ ТЕРЯТЬ ВРЕМЕНИ, если ваш малыш не говорит к 2-м годам. Искорените из своего сознания миф о том, что до 3-х лет рано думать о речевых занятиях. Еще до трех лет следует озаботиться отсутствием речи и начать занятия по речевой терапии (!)
Ищите логопеда-дефектолога, который возьмется за ребенка в 1,8-2,5 года. Идеальный вариант — это специалист, который знаком с приемами АВА и уже имеет опыт работы с детьми с РАС.
На нашем сайте статьи о приемах речевой терапии и эффективных способах добиться речевой коммуникации собраны в этом разделе .
Сенсорная интеграция
Психологи, владеющие этим методом, все чаще встречаются в больших городах постсоветского пространства. Они способны найти и внедрить способы индивидуальной коррекции сенсорных расстройств. И здесь снова очень важен индивидуальный подход.
Зачастую результатом грамотной работы специалиста СИ становится отчетливое улучшение крупной моторики и равновесия, освоение мелкомоторных игр, уменьшение проблемного поведения и умение избегать сенсорных перегрузок.
Даже если специалист всего лишь подскажет родителям ответы на вопросы для эффективной работы дома – это будет большим вкладом в развитие и абилитацию ребенка.
В плоскости сенсорной интеграции следует искать ответы на многие насущные вопросы:
- Почему возникает сенсорная перегрузка у конкретного ребенка;
- С чем может быть связано именно его стереотипическое поведение или необычные предпочтения в занятиях;
- Как подтянуть дефициты в равновесии, проприоцепции, крупной и мелкой моторике.
Со статьями, книгами и видео про этот ценный метод вы можете ознакомиться здесь .
Традиционная психиатрия
О медикаментах, которые психиатры применяют при РАС, можно почитать здесь. Регулярное наблюдение у психиатра, безусловно, полезно — с разных точек зрения.
Во-первых, психиатр — это ключевое звено при получении и продлении инвалидности. Во-вторых, если течение болезни будет тяжелым, стоит помнить о возможности применения нейролептиков и психотропов.
Конечно, каждый родитель решает этот вопрос под свои обстоятельства, но категорический отказ от попытки облегчить жизнь ребенку и семье даже в самых критических проявлениях болезни может стать бессмысленной и опасной жертвой.
Остеопатия
Особняком среди методов воздействия стоит остеопатия. Это направление способно помочь при множестве заболеваний, поэтому его нельзя выделить как специфический метод лечения аутизма.
Вместе с тем, остеопатия позволяет избавить ребенка с РАС от многих серьезных неприятностей, среди которых повышенное внутричерепное давление вследствие родовых травм шейных позвонков, спонтанная рвота, срыгивание, сниженный аппетит, избыточная возбудимость.
Важные и выгодные характеристики остеопатии — это отсутствие противопоказаний и возможность применения с первых часов жизни ребенка.
Обращение к остеопату — это логичный выбор для коррекции последствий от любых травм опорно-двигательного аппарата и головы, как текущих, так и давних, в том числе во время родов или кесарева сечения.
Опытный остеопат знает техники для работы с частыми проблемными зонами при распространённых детских дефицитах, в том числе при ЗПРР и ЗРР.
На современном этапе в России остеопатия уже утверждена официально Минздравом. Пережив период запрета и отказа от компенсации со стороны страховой медицины, остеопатия давно признана в США и Англии.
Инструмент диагностики и лечения в данном методе – это умелые руки остеопата.
Что же делает остеопат во время сеанса? Он освобождает органы от функциональных блоков и восстанавливает циркуляцию жидкостей в организме. Наибольший эффект лечения ждет детей, поскольку их органы находятся в стадии развития и роста и легче поддаются коррекции.
Кроме методов, указанных выше, мы собрали переводные материалы и отзывы про иппотерапию — физиотерапевтическое лечение посредством использования движений лошади при активном или пассивном содействии самого всадника. Занятия проходят под контролем иппотерапевта или специально обученного инструктора по лечебной верховой езде.
Материалы сайта удобно сгруппированы и по другому принципу – НАРУШЕНИЯ и ПОМОЩЬ. Таким образом вы сможете отдельно прочитать переводные и авторские статьи с рекомендациями по вопросам здоровья, коммуникации, поведения, сенсорики и эмоций у детей с РАС.
Развитие и обучение, семья и отношения, полезные материалы и огромная коллекция изображений для создания любых средств визуальной поддержки и альтернативной коммуникации — все это ждет вас на нашем сайте, чтобы сделать продолжительный марафон как можно успешнее и легче.
В завершении рассказа о том, как поступать, если у ребенка диагностирован аутизм, предлагаем вам важнейшую мысль, в которой едины родители особых детей:
Стараясь сделать жизнь особого ребенка как можно лучше, МЫ САМИ СТАНОВИМСЯ ЛУЧШИМИ ЛЮДЬМИ. Это непростой путь, но это ПУТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ — для всех его участников.