Когда медицина наконец-то разберется в том, что на самом деле представляют собой расстройства аутичного спектра, наверняка, будет выделено множество различных видов аутизма, каждый их которых будет лечиться по отдельной программе.
Пока точных данных нет, остается лишь по внешним признакам описывать различия между течением этой болезни у разных пациентов.
Приведенный ниже список далеко не полон, и в нем описано далеко не все, но он даст более полное представление обо всем многообразии аутизма как заболевания.
- «Типичный» и «регрессивный» аутизм. Различия между ними состоят в проявлении болезни – в первом случае, она заметна с самых ранних стадий развития, во втором – проявляется в виде резкого ухудшения состояния, которое происходит за короткий период времени. Кроме собственно времени, когда недуг становится заметным, я не вижу существенных различий в течении болезни и том, как она поддается лечению.
- Аутизм у девочек и мальчиков. У мальчиков агрессивное поведение встречается существенно чаще, чем у девочек, которые обычно более пассивны и милы. Не удивительно, что девочкам, когда они приобретают навык речи, помогать становится существенно легче. Пищевые добавки, которые им назначаются, в основном помогают улучшить проблемы со вниманием. Для мальчиков часто приходится находить способы гасить ярко выраженное негативное поведение.
- Системы организма, вовлеченные в болезнь:
- Проблемы с ЖКТ часто являются общим местом у всех больных РАС.
- Могут наблюдаться включения со стороны ЦНС: например, эпилептические приступы и фокусировка взгляда в одну точку. Лечение этих состояний может быть весьма сложным.
- Иммунная система нередко дает о себе знать: у пациентов с РАС может наблюдаться экзема, которая покрывает всю поверхность тела, у других выявляется астма или частые инфекции. Лабораторные исследования позволяют выявить, работает ли иммунная система недостаточно, или, напротив, она чрезмерно перегружена. Как правило, при устранении выявленных аллергенов и общем улучшении здоровья пациента симптомы РАС становятся менее выраженными.
- Мышечную систему у детей с РАС обычно отличает пониженный тонус, что приводит к плохому жеванию, неуклюжести, плоскостопию и плохой осанке. Если пациенты могут переносить прием внутрь глутатиона и подкожные инъекции витамина В12, часто наблюдаются улучшения не только в этой сфере, но и в том, что касается речи.
- Возраст больных. Оценка состояния и назначенное лечение разнятся для малышей, подростков и взрослых. По мере взросления пациента, от него требуется больше спокойствия и покладистости. Также на первый план выходит то, как успешно он подается педагогическим программам (например, АБА или занятиям с психологом).
Возраст, в котором дети продолжают страдать от апраксии, является особенно важным. Прогнозы благоприятного исхода будут разными в случаях, когда приходится лечить лишенного речи ребенка восьми-девяти лет или же малыша с одно- или двухгодичной речевой задержкой
- «Высоко-» и «низко-» функциональный аутизм. Я выступаю против такого деления и привожу его только потому, что оно, в силу разных причин, получило распространение у родителей. Очень часто основным критерием высокой или низкой функциональности является то, можно ли за несколько минут общения при первой встрече заподозрить аутизм у того или иного человека. Такая «сортировка» пациентов очень многим кажется оскорбительной. Не вызывает сомнений то, что она основана на субъективном впечатлении и не является точной.
Если задуматься, нас окружает немалое количество «низкофункциональных» нейротипичных людей! Многие пациенты (даже лишенные речи) мыслят куда четче и яснее, чем может показаться на первый взгляд. Правильнее описывать пациентов в таких терминах как «возбудимый», «агрессивный», «испытывающий сенсорные проблемы» и «склонный к погружению в свои мысли». Понимание заболевания и успешное излечение существующих в теле очагов возбуждения часто приводит к существенному подъему по лестнице «функциональности».
- Значительные аномалии в метаболизме находят свое проявление в ожирении, нехватке витаминов или микроэлементов, а также недостаточно эффективном функционировании митохондрий в клетках. Эти состояния требуют изучения и часто поддаются терапии благодаря приему правильно подобранных пищевых добавок.
- Дети, которые ведут себя так, будто они имеют сходное с аутизмом состояние. Есть небольшой процент пациентов, которых родители приводят со словами «С ним что-то не так, но я не могу сказать, что». Хотя эти дети не отвечают традиционным критериям социальной изоляции, повторяющегося поведения и задержки в речи, у них есть проблемы, связанные с низким мышечным тонусом, плохим сном или болезненностью, что приводит к таким проблемам развития как тревожность, отсутствие концентрации или и то, и другое.
Лечение ребенка с РАС всегда должно опираться на его индивидуальные особенности и учитывать все нюансы его состояния. Оптимальный вариант — чтобы такой терапией занимался опытный врач, который поможет облегчить симптомы аутизма и даже в некоторых случаях обратить его течение вспять.
Автор: доктор Брайан Д. Уделл,
Флорида, США