Как воспитывать в особом ребёнке уверенность в себе

Когда вы распознаете и развиваете сильные стороны личности вашего ребенка с расстройством аутичного спектра (РАС), сочувствуете ему в его интересах и даете пищу его талантам, вы помогаете повысить его самооценку и его уверенность в себе. И здесь важно помнить, что даже бытовые ситуации дают вам множество возможностей для этого.

Как воспитывать в особом ребёнке уверенность в себе

Почему уверенность в себе важна

Уверенные в себе дети могут лучше справиться с теми ситуациями, когда что-то идет не так, как планировалось. Они не так сильно подвержены страхам перед новыми и неожиданными ситуациями и обстоятельствами.

Дети с низкой самооценкой чаще падают духом, когда сталкиваются с трудностями. Они мало склонны к тому, чтобы пробовать что-то новое. Они замыкаются в самоупрёках и часто считают, что ни на что не способны, хотя это может не соответствовать действительности.

Уверенность детей в себе растет по мере того, как они достигают отдельных успехов и понимают, что они могут делать что-то хорошо. Обращая внимание ребенка на его сильные стороны, вы можете развить и укрепить его уверенность в себе и самооценку.

Очень часто окружающие принимают во внимание лишь сложности, с которыми сталкиваются дети с РАС. Но эти дети также имеют и многие сильные стороны, поэтому при общении с ними нужно особенное внимание уделять тому, что у них получается хорошо.

Как распознать сильные стороны вашего ребенка

Не всегда легко понять, какие умения у вашего ребенка с РАС развиты лучше других. Вот несколько советов:

  • Подумайте об интересах вашего ребенка и напишите на листе бумаги вещи, которые ему нравится делать для удовольствия. Это может быть спорт, занятия с компьютером, собирание головоломок, чтение, игры с конструктором, танцы, пение, готовка, забота о домашних животных или забота о других особых детях.
  • Проследите за взаимодействием вашего ребенка с другими детьми в различных обстоятельствах – дома, в детском саду и в школе. Спросите себя: что мой ребенок любит делать вместе с другими?
  • Обращайте специальное внимание на то, как ваш ребенок относится к другим, включая вас самих. Найдите то, в чем он достиг успеха – это может быть осуществление какой-либо деятельности по очереди или терпеливое ожидание, или умение совместно использовать предметы.
  • Заметьте, когда ваш ребенок правильно следует вашим указаниям или делает вещи без вашей необходимости о них напоминать. Для младших детей это может быть умение класть вещи на место или самостоятельно одеваться. Для детей постарше это включает умение застилать кровать и помогать убирать посуду со стола. Эти вещи вполне могут быть сильными сторонами вашего ребенка.
Читайте также  Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра

Особые интересы могут указывать на сильные стороны

У многих детей с РАС есть особые интересы. Они могут рассматриваться как сильные стороны, используйте их, чтобы развить другие навыки вашего ребенка, такие как обучаемость, общение с другими людьми, а также для поднятия самооценки.

Например, вы можете использовать интерес вашего ребенка к машинам и поездам, чтобы научить его счету, считая картинки с машинами или поездами. Его любовь к воде может быть средством для развития навыков самообслуживания, таких как самостоятельный прием ванны или душа или мытье рук. Ребенок, который любит животных, может заинтересоваться чтением, как способом узнать о них больше. Интерес к какому-то отдельному герою можно использовать для обучения навыкам управления чувствами: «Когда Крокодил Гена сердится, он идет в тихое место и делает три глубоких вдоха».

Вы также можете использовать особые интересы ребенка, чтобы поощрить его к развитию дружеских отношений с другими детьми. Если ваш ребенок любит кукол, ему будет легче найти общий язык с теми, кто разделяет его интересы.

Развитие сильных сторон вашего ребенка

Как воспитывать в особом ребёнке уверенность в себе

Вот несколько приемов, как помочь ребенку развить его сильные стороны, таланты и интересы.

Книга достоинств вашего ребенка

Это особенная книга, куда вы заносите информацию о вашем ребенке, а потом совместно ее просматриваете. Она может включать себя следующие записи:

  • О том, что любит делать ваш ребенок
  • О том, в чем он особенно хорош
  • О том, что ему особенно нравится
  • С кем любит проводить время ваш ребенок, и что он делает вместе с этим человеком
  • Что в настоящее время учит ваш ребенок
  • Кем он хочет быть, когда вырастет.

Карточки достоинств

Карточки достоинств отражают различные сильные стороны или способности. Их легко сделать самому (к этой работе можно привлечь ребенка).

Читайте также  Как помочь особому ребёнку не бояться совместных игр с детьми

Чтобы сделать их, вырежьте из журналов картинки, которые отражают различные сильные стороны, и приклейте эти картинки к картонкам. Достоинства могут быть такими: «Я — храбрый», «Я  — покладистый», «Я умею хорошо слушать».

Вот как можно использовать эти карточки:

  • Разложите карточки и попросите ребенка выбрать по одной для себя и для всех остальных членов семьи. Также попросите других членов семьи выбрать по карточке для вашего ребенка. Обсудите с ребенком, как и почему он выбрал карточки, что на самом деле представляют собой эти достоинства и в каких ситуациях они проявляются.
  • Положите карточки в разноцветный мешок. Каждую неделю просите ребенка достать вслепую карту из мешка. Если на этой неделе он проявляет выбранное достоинство, особо отметьте его. Эта игра будет стимулировать ребенка самому искать ситуации, где можно проявить ту или иную сильную сторону.

Социальные истории

Это способ обучения, который использует истории в визуальном формате, призван помочь детям с аутизмом понять  возникающие в обществе ситуации. Социальные истории также можно использовать для того, чтобы отметить успехи и достижения вашего ребенка. Подготовьте историю вашего ребенка – снабдите ее фотографиями его работы и образцами его достижений (например, рисунками). Просматривайте эту историю вместе с ребенком и давайте ему понять, что у него есть сильные стороны, и что вы годитесь им.

Кроме того, социальные истории используются для того, чтобы помочь ребенку развить новые навыки. Постарайтесь узнать об этот подробнее и использовать их в своих занятиях.

Все любят похвалу, а детям она приятна более, чем другим. Похвала и поощрение – это мощные средства, которые можно использовать, чтобы повысить самооценку вашего ребенка. Хвалите ребенка за приложенные усилия, и детально объясняйте ему, что именно из того, что он умеет, вам нравится. Например: «Ух ты! Ты очень постарался, когда строил этот дом!» или «Большое спасибо, что помог достать белье из стиральной машины. Ты – мой лучший помощник!»

Источник

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.