Часто, когда особому ребенку предстоит покинуть начальную школу и перейти в среднюю, родители изводятся от волнений. Они не знают, как их ребенок справится с переходом из кабинета в кабинет, будет ли ему по силам возросшая академическая нагрузка, сможет ли он наладить взаимодействие с новыми учителями и подружится ли с кем-то из повзрослевших одноклассников.
Работая совместно с ребенком, сотрудничая с учителями в школе, вы сможете сгладить травмирующий эффект от перемен в жизни вашего ребенка. Этот процесс может отнять у вас время от нескольких месяцев до полугода, но результат не заставит себя ждать. Вот десять советов, как помочь вашему особому ребенку пережить эти нелегкие времена.
1. Пообщайтесь с директором
Еще до того, как ваш ребенок начал занятия в новом качестве, организуйте встречу с директором школы (если это невозможно, то хотя бы классным руководителем), чтобы лучше представлять себе условия, в которых предстоит находиться вашему особому ребенку в ближайшее время. Вот вопросы, которые вам стоит задать:
- Есть ли в школе специальные кабинеты для занятий с детьми с особыми нуждами?
- Есть ли в школе классы с совместным обучением?
- Есть ли в школе родительский комитет, как часто проводятся родительские собрания? (Мы имеем в виду реальные встречи, а не мероприятия «для галочки»)
- Есть в школе специальные помещения для отдыха особым детей, в какое время нужно приводить ребенка и забирать его?
- Кто может помочь особым детям во время обеда?
- Есть ли в школе программа по занятиям с детьми во время летнего отдыха – совместные выезды на природу, походы в музеи, прогулки по городу?
2. Изучите местность
Сделайте фотографии и видеозаписи школы и отдельных кабинетов. Подготовьте ее план. Разучите со своим ребенком, как, куда и зачем ему нужно идти, используя план и фотографии. Если школу можно посетить со своим особым ребенком еще до начала учебного года, то сделайте это, чтобы он привык к новому месту и отработал знания, полученные ранее из фото и видео.
3. Определите возможности, которые у вас есть
Разные школы предлагают разные программы и подходы к обучению особых детей. Изучите, какой выбор вам предлагается, определите, что подходит вашему ребенку лучше всего. С точки зрения организации учебного процесса, например, у вас могут быть некоторые из таких вариантов:
- Классы со специальными программами, где занятия проводятся психологами.
- Классы с отдельными специальными занятиями для особых детей и общеобразовательными занятиями в оставшееся время.
- Логопедические классы для особых детей с общеобразовательными занятиями в оставшееся время.
- Классы с совместным обучением общеобразовательным дисциплинам.
4. Познакомьтесь с другими родителями
Найдите родителей других особых детей, которые уже посещали эту школу. Поговорите с ними, чтобы детально узнать, на что будет похожа жизнь вашего ребенка в ней, к чему стоит подготовиться и чего ожидать. Помните, что родители и учителя могут очень разниться в оценке одних и тех же ситуаций, и что опыт родителя отличается от учительского. Если можно организовать родительский комитет самому – сделайте это. Вам не обязательно создавать официальную организацию, вам нужно иметь круг людей, к кому вы всегда сможете обратиться за помощью и информацией. Не замыкайтесь в себе, общайтесь, будьте активными!
5. Подумайте о переменах между уроками
Для некоторых особых детей самым сложным в средней школе будут перемены и переходы между классами. Оговорите этот вопрос с классным руководителем или специальным наставником, если они есть в вашей школе. Возможно, вам будут разрешать первое время находиться в школе и помогать вашему ребенку со сборами и переходами? Возможно, найдется кто-то, кто позаботится о его нуждах? Если проблема перемен стоит перед вами, постарайтесь найти ее решение заблаговременно.
6. Оснащение школы
Если в вашей школе есть занятия по поведенческой терапии и сенсорная комната – это просто отлично. Если для помощи особым детям в ней используется кодировка отдельных уроков и кабинетов специальными цветами или знаками – это тоже очень хорошо. Стремитесь к тому, чтобы учебный процесс был организован с заботой о возможных потребностях особых детей и максимально облегчал им пребывание в школе.
7. Посещайте родительские собрания
Будьте в курсе того, что происходит с вашим ребенком в школе. Приходите на все родительские собрания, заранее составляйте списки вопросов, которые вы хотите задать учителям и классному руководителю. Будьте союзниками учителей, помогайте им помогать вашему особому ребенку.
8. Познакомьтесь с учителями важнейших для вашего ребенка предметов
Многие родители особых детей делают особый упор на такой дисциплине как уроки труда. Возможно, в вашей школе есть предмет домоводства – постарайтесь, чтобы ваш ребенок успевал на нем. Вашему особому ребенку нужно хорошо знать и понимать, как вести бюджет, как обустраивать быт, как готовить себе еду, как уметь сделать простой ремонт, как заштопать себе носки или зашить рубашку, как выбирать продукты, как хранить запасы и лекарства. Обучайте ребенка этому самостоятельно, привлекайте к дополнительным занятиям учителей-предметников.
9. Будьте готовы к ошибкам
У каждого свои недостатки. Ваш особый ребенок будет обязательно совершать ошибки в школе и дома. Не ждите, что все будет прекрасно уже с первой попытки. Старайтесь не концентрироваться на неудачах, не искать виновных, а всегда стремиться к поиску выхода из трудностей, оптимальных решений сложных проблем. На ошибках учатся – для особых детей это так же справедливо, как и для всех остальных.
10. Выражайте благодарность
Присмотритесь – и вы будете поражены, какое количество людей помогает вашему особому ребенку каждый день его школьной жизни. Учителя, психологи, терапевты, логопеды, завучи, библиотекари, работники столовой – находите возможность лично поблагодарить каждого из них за их содействие. Ничто так не приятно людям, как оценка их заслуг и признание их достоинств – будьте щедрыми на похвалу и добрые слова!
Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/06/08/10-tips-to-help-your-special-needs-child-prepare-for-middle-school/