Расписание должно помогать вашему ребенку не только тогда, когда у него все хорошо, но, прежде всего, в моменты растерянности, эмоциональных срывов, стресса. Именно в эти моменты волнений и штормов расписание будет своеобразным якорем, который позволит ребенку выполнять то, что от него ожидают.
Важнейший принцип: ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Расписание должно помогать вашему ребенку не только тогда, когда у него все хорошо, но, прежде всего, в моменты растерянности, эмоциональных срывов, стресса. Именно в эти моменты волнений и штормов расписание будет своеобразным якорем, который позволит ребенку выполнять то, что от него ожидают.
Когда вас переполняют эмоции, интеллект пасует перед их силой. У детей с РАС дела обстоят точно так же. Максимальная простота содержания лучше всего поможет мозгу расшифровать и использовать подсказку. Всегда делайте расписание чуть ниже интеллектуального уровня, на котором сейчас, по вашему мнению, находится ребенок. Ваша конечная цель – независимость малыша.
Ниже мы опишем виды расписаний, которые всегда находятся в вашем распоряжении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РАСПИСАНИЯ
Это самый простой вид расписаний, который хорошо помогает тем детям, кто плохо владеют речью или практически не разговаривают. Занятия в таких расписаниях отображаются конкретными предметами: например, для быстрого «перекуса» используется стакан сока, для приема пищи посолиднее – ложка и вилка, для похода в супермаркет – тележка или пакет для покупок.
Перед тем, как начать новое занятие или перемещаться куда-то, передавайте ребенку соответствующий предмет. Важно подготовить список, в котором будет указано, что каким предметом отображается, и не путать ребенка противоречивыми вводными данными. Однажды выбрав предмет, не меняйте его произвольно (!).
Яркий пример предметного расписания для комплексного навыка – вещи для одевания, выложенные на стуле. В нужной последовательности, с развёрнутым поясом на брюках, с расстёгнутыми пуговицами и т.п.
РАСПИСАНИЯ-КАРТИНКИ
Если ребенок может положить карточку с изображением предмета на такую же картинку на большой доске, то он готов к расписанию в виде картинок или фотографий. Что именно вам выбрать — рисунки или фото — во многом зависит от малыша. Часть детей отдает предпочтение одному, а часть – другому способу кодирования.
В общем случае присутствуют возрастные особенности в умении различать и понимать изображения. Чем старше ребёнок, тем лучше у него понимание упрощённых символов. Оцените истинное развитие малыша, а не число лет, и по ходу возраста переходите от натуральных фотографий – через чёрно-белые фото и подробные рисунки – к простым рисункам и символическим иконкам.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Можно начать с ламинированных фотографий реальных предметов и создать на их основе целый набор карточек. На них могут быть изображены одежда и игрушки ребенка, комнаты в квартире, парки, игровые площадки, магазины. Со временем делайте попытки перейти на более абстрактные рисованные картинки.
СЛОВЕСНЫЕ РАСПИСАНИЯ
Этот вид расписаний на первый взгляд неотличим от сходных планов обычных людей, но события в нем описанные, как правило, достаточно заурядны и крайне мелко раздроблены. Это ещё один факт, с которым нужно смириться, осознавая аутизм ребёнка. Обычно таким детям требуется гораздо более глубокая структура событий, чем нейротипичному ребёнку.
Вот пример: просыпаемся – одеваемся — чистим зубы – завтракаем – причесываемся — надеваем верхнюю одежду — кладем в ранец обед — проверяем, все ли тетради есть в портфеле — идем в школу.
Такие расписания отлично подходят для малышей, которые умеют читать. На такой вид расписаний лучше всего переходить, дополняя картинки словами, а потом полностью исключая изображения.
Начните с простого листа бумаги. Пусть ребенок вычеркивает то, что он уже сделал. Затем переходите на более сложные ежедневники — с множественными инструкциями на разные дни или на электронные органайзеры.
Мы описали три базовых вида расписаний, но их можно комбинировать между собой, видоизменять или дополнять. Часто именно метод проб и ошибок дает наилучшие результаты, ведь вы подыскиваете наилучший вариант индивидуально. Поэтому не бойтесь экспериментов, чтобы определить именно то, что лучше всего работает для вашего ребенка.
Визуальное расписание:что это, для кого оно и зачем
В завершении посмотрите ВИДЕО, которое даёт фундаментальное представление о визуальном расписании.
Также целесообразно обратиться к первоисточнику знаний о визуальной поддержке:
Книга «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)», авторы Лори Фрост, Энди Бонди. Скачать книгу можно здесь