Если у вашего ребенка диагностировано расстройство аутичного спектра, вам, возможно, уже советовали начать использовать визуальное расписание. Родителям не всегда очевидно, чего оно позволяет добиться, как начать его применять, и стоит ли вообще овчинка выделки.
Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:
- Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.
Визуальное расписание входит в обширный перечень средств визуальной поддержки для детей с РАС, о которых мы рассказывали здесь.
Расписания широко используются обычными людьми: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы оказались бы без них как без рук.
Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:
- чистка зубов,
- гигиена перед сном,
- сам процесс отхода ко сну,
- навык самостоятельной игры,
- приготовление бутерброда и яичницы,
- умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т.п.
Хорошо структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:
- Самые сильные стороны – для развития и обучения. Визуальный канал наиболее развит у большинства детей с РАС. Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
- Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова (= удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок)
- Не нужно запоминать быстро и сразу надолго. Это позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.
- Фиксация начала решения проблемы и результата усилий. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
- Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т.п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.
- Рост самооценки. Это автоматический плюс любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным.
- Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.
КТО ЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ?
Если подходить к вопросу широко, то почти все люди. Наверняка, в органайзере и вашего мобильного телефона многие события и встречи сопровождаются подходящими картинками.
Однако обычным людям не нужно напоминать себе о многих бытовых моментах. Мы так привыкли к ним, что выполняем эти действия совершенно автоматически. И вот здесь существует значительное отличие обычной нервной системы от нервной системы аутичного человека:
- Во-первых, дети с РАС плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами.
- Во-вторых, они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, которые атакуют сенсорную систему (Многие вопросы сенсорной интеграции рассматриваются в этом разделе).
(!) В этих сложных условиях визуальное расписание способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.
Представьте себе, что вы полностью зависели бы от членов семьи и друзей — во всех своих бытовых мелочах (!). Что еще хуже, многие обращенные к вам слова были бы вам непонятны и только сбивали бы вас с толка. Так живут многие дети с РАС, которые не используют визуальное расписание.
Напротив, те, кто им пользуется, опираются на солидный, достоверный, понятный и доступный источник знаний – есть от чего почувствовать себя независимым и обрести уверенность в своих силах.
ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЕ РАСПИСАНИЕ ДОМА?
Мы уже говорили, что у детей с РАС обычно очень силен визуальный канал получения информации. И этим они похожи на нейротипичных детей. Вот почему и в обычных школах принцип наглядности используется максимально широко и многие места и занятия изображаются в виде картинок.
Школа структурирована и режимна по своей природе, а дома распорядок дня не всегда в точности повторяется. У ребёнка с РАС это рождает тревогу, которая в свою очередь приводит к истерикам.
Итак, если вы начнете применять визуальное расписание дома, это поможет вам:
- Дать малышу чётко понять, чего от него хотят, и это позволит избежать проблемного поведения
- Снизить тревогу из-за неопределенности в будущем
- Развить навыки самообслуживания
- Укрепить независимость, что приведет к росту самооценки
- Освободить ваше время, которое вы тратите на объяснения и руководства.
Родители часто думают: «Как заманчиво всё это звучит! Но, похоже, потребуется немало потрудиться… Окупятся ли вложения моего труда?»
Честно ответим следующее. Вам на самом деле придется потрудиться, чтобы ввести расписание и помогать ребенку придерживаться его. Однако есть немало способов облегчить вашу задачу, главный из которых – это наличие интернета с его огромной кладовой знаний. Тем не менее, выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку – задача не из самых простых.
В помощь вам на нашем сайте собрана база клипарта (картинок), которые удобны в создании всех видов визуальной поддержки – от визуального расписания до социальных историй .
Какое визуальное расписание выбрать для дома
В завершении посмотрите ВИДЕО, которое даёт фундаментальное представление о визуальном расписании.
Также целесообразно обратиться к первоисточнику знаний о визуальной поддержке:
Книга «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)», авторы Лори Фрост, Энди Бонди. Скачать книгу можно здесь