Два самых беспокоящих симптома, которые демонстрируют дети с РАС – это проблемы с коммуникацией и когнитивными функциями. Есть, конечно, и другие проблемы – нарушения в сенсорной сфере, гиперактивность и дефицит внимания, обсессивно-компульсивное расстройство, стимы и социальная изоляция. Но для родителей подвижки именно в первых двух симптомах являются первым знаком того, что ребенок стал давать улучшение.
Апраксия — это расстройство функции мозга и нервной системы, при котором человек не может выполнять задания или движения, когда его об этом просят, даже если:
- Он понимает команду
- Он хочет ее выполнить
- Мускулы, которые необходимы для выполнения задачи, работают должны образом
- Задание ему уже знакомо
Отмечу, что у детей с РАС, могут быть проблемы с пунктами 1 и 2 – хотя бы в силу возраста. Именно поэтому педиатры и другие специалисты обычно рекомендуют осмотрительное выжидание в отношении детей, у которых наблюдается задержка с такой важнейшей функцией как речь.
В норме, ребенок должен произнести одно или два слова, имеющих смысл, уже к году жизни, после чего продолжить расширение словарного запаса. Существуют случаи, когда в некоторых семьях мальчики начинали говорить поздно (даже в три или четыре года). Но поскольку мы живем во время, которое правильно было бы назвать эпидемией аутизма, эти случаи не должны успокаивать.
Напротив, всякая задержка речи должна рассматриваться как возможное указание на расстройство аутического спектра. Кроме того, у любого пациента отсутствие речи – это предвестник других проблем в развитии.
Таким образом, когда вы сталкиваетесь с задержкой речи у ребенка, нужно обязательно проверить его на возможное наличие РАС и других заболеваний. Для малыша лучше всего, когда диагноз ставится на втором году жизни. Распространённая идеология «Подождем до трех» уже не применима и должна быть отброшена.
При ранних знаках гипотонии или отсутствии имитации, нужно начинать занятия с логопедом и другие виды вмешательства — ещё до 3-х лет. Педиатры и неврологи, которые успокаивают родителей, предлагая общие диагнозы, отдаляют во времени верную оценку состояния ребенка, сбивают родителей с толку и откладывают момент начала лечения.
Апраксия может быть существенно смягчена, когда диагноз поставлен рано и точно, когда традиционные терапии сочетаются с комплексным улучшением здоровья ребенка, гармонизацией состояния кишечника и повышением энергетического потенциала клеток.
Природа апраксии при аутизме до сих пор не ясна. Проиллюстрировать это состояние я могу на собственном примере: уже давно я очень хочу научиться играть на гобое. Я знаю, какие движения губами нужно совершать. Я знаю, как нужно дышать. Я слушаю преподавателя. Я мотивирован. И все равно, когда я пытаюсь начать играть, все, что у меня получается – это какофония. Очевидно, с моим мозгом что-то не так.
Когда обычный младенец лопочет звуки и имитирует слова, это происходит потому, что реализуется программа, «зашитая» у него в мозгу. Обычные дети не думают о том, как им говорить, их не надо специально учить этому – они просто говорят.
У детей с РАС все не так.
Говоря в общем, я считаю, что некорректно выделять апраксию в отдельную проблему – это не аутизм и апраксия как две отдельные сущности, а апраксия — как прямое проявление РАС.
Какие-то неизвестные нам процессы мешают родиться речи. Эти процессы неподконтрольны сознанию ребенка. Попытки надавить на пациента далеко не всегда увенчиваются успехом: часто он просто смотрит в пространство во время логопедических занятий, а бывает и такое, что ребенок при одном лишь виде логопеда становится агрессивным и буйным.
Некоторые специалисты считают, что дети с РАС просто «ленятся» говорить. Но подумайте сами, насколько проще сказать «Сок» и получить желаемое, чем кричать, тянуть родителя к холодильнику и ждать, пока из всего перечисления предметов получишь нужное. Причина здесь не в лени или желании самом по себе, а в устройстве мозга – ребенок с РАС говорит, когда у него нет никакой другой альтернативы, и то лишь тогда, когда каждая нейронная цепочка в мозгу работает должным образом.
Чтобы ребенок с РАС стал говорить больше, нужно заложить еще больше цепочек. Тогда увеличивается вероятность того, что речь начнет проявляться в более сложном социальном окружении, чаще по количеству попыток и больше соответствовать контексту ситуации. Нужно желание, практика и удачное совпадение обстоятельств.
Закончу словами о важности биомедицинского вмешательства. Оно позволяет смягчить проблемы, связанные с мышечным тонусом, отстраненностью от мира («туманом») и обработкой получаемой информации. Когда ребенок находится в наилучшем физическом состоянии, становится возможным заложить цепочки.
Когда клеткам дается достаточная энергия (вспомним об инъекциях витамина В12) по цепочкам, фигурально выражаясь, может начать бежать заряд. Занятия с логопедом, психологом и АВА дают практику речи. Любовь и ободрение со стороны родителей рождают желание попробовать самому. Задействовано много сторон и всем нужно потрудиться.
Мне никогда не научиться играть на гобое, но, что ободряет, большинство пациентов с РАС в конце концов выучиваются говорить. Особенно это число велико в случае раннего выявления состояния и начала медицинского вмешательства. Это, конечно, лишь часть большого и длинного пути, где конечная цель – не играть соло, а быть частью симфонии.
Автор: Брайан Д. Уделл