У детей с обычным развитием второй год жизни приводит к прорывам в сферах социализации и подвижности. Глазной контакт поддерживается все чаще. Лепет предшествует речи. Моторные навыки ведут к определенной степени физической независимости. Меняется количество доступных игр и их качественная составляющая, осваиваются навыки, которые потребуются ребенку позже, уже в школе.
Если ребенок с РАС был успешно излечен от протекающих у него патологических процессов (как с помощью традиционных медицинских технологий, так и при помощи способов, предлагаемых альтернативной медициной), то, получив необходимую поддержку логопеда и психолога, он получает шанс покинуть самые неприглядные области аутичного спектра.
Понимание того, как проходит улучшение у детей с РАС важно для того, чтобы дать адекватный ответ как на положительные, так и отрицательные перемены, происходящие с ребенком.
Говоря о 3-х летнем возрасте, мы имеем дело с «поумневшим» индивидуумом, который обладает способностью без устали повторять слова за другими (эхолалия) и может запоминать целые фразы из книг, рекламы и фильмов.
- СЛОВА. Их поначалу мало, некоторые из них появляются лишь изредка. За этим следует более уместная в контексте конкретной ситуации речь. Возникают предложения из двух слов (поначалу, лишь изредка). Неразборчивый поток звуков предшествует речи, которую можно разобрать. Диалоги с самим собой и шепот превращаются в общение с игрушками, затем с родителями, братьями и сестрами, детьми младше и старше. Итогом процесса становится игра, соответствующая возрасту малыша.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Отклик на голос и на имя отражает большую степень самосознания. Глазной контакт влечет за собой разделенное внимание и умение учиться, созерцая. Указательный жест – это первый знак, что этот навык начинает осваиваться.
- ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА. Здесь могут происходить просто выдающиеся улучшения: от того, что осанка становится лучше, а ходьба перестает быть проблемой до таких достижений, как умение карабкаться по брусьям и давить на педали велосипеда. Улучшения в митохондриальной функции проводят к большей энергичности ребенка, уменьшению гастроэзофагиального рефлюкса и даже к менее выраженному косоглазию.
- СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Снижается высота болевого порога, что приводит к более нормальной реакции на удары и ушибы. Становится легче приучать ребенка к горшку и отучать от сложившихся привычек, связанных с самоагрессией.
РЕАКЦИИ СО СТОРОНЫ ВРАЧЕЙ
ХОРОШО: Современные американские терапевтические стандарты помогают создать новые нейронные связи. Это способствует лучшей моторике рта, что проявляется в лучшем умении жевать, способности расширить рацион питания, умении произносить слова и, в конечном итоге, возникновении речи.
ПЛОХО: Общие улучшения обычно проявляются и в том, что возрастает объем поведения, связанного с самостимуляцией. Особенно раздражают окружающих скрежетание зубами, вопли, визги, рассредоточенность, отсутствие внимания и даже агрессия. Попытки поставить под контроль эти проявления лучше ограничить перенаправлением их объекта, чем полным погашением таких симптомов.
ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ: Когда ограниченные интересы и повторяющееся поведение называют обсессивно-компульсивным расстройством, то это в лучшем случае неточно, а в худшем – вредно, особенно когда врачи прибегают к помощи фармакологии для «исправления» ситуации. Тревожность, которая естественна для развития, отклоняющегося от нормальной прямой, не должна рассматриваться как сигнал к назначению сильнодействующих средств, воздействующих на ЦНС. Такой же ошибкой будет выписывание стимулирующих средств при рассредоточенности и повышенной активности.
Аутичный спектр очень широк и включает в себя множество причин и их проявлений. Из-за этого аутизм пытаются лечить огромным количеством способов – как из области традиционной медицины, так и с помощью альтернативных методов. Все это отражает недостаточное понимание причин наблюдаемой в данный момент эпидемии.
Не всегда очевидно, что именно приводит к скачку в развитии каждого конкретного ребенка с РАС, и что конкретно дает родителям возможность увидеть в его глазах проблеск интеллекта подобный тому, что наблюдают отцы и матери обычных детей.
Но если эти моменты прояснения правильно распознаются, а достигнутые успехи используются для дальнейшего развития, родители получают дополнительную возможность обратить вспять течение болезни.
Автор: Брайан Д. Уделл
Источник:
http://www.theautismdoctor.com/marking-improvement-in-your-toddlers-autism/