Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.

Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

Однако стоит приготовиться, что некоторые из них будут не просто лёгким развлечением, а настоящим вызовом чувству равновесия, координации, силе мышц и проприоцептивной чувствительности, а также коммуникативным способностям и даже воображению. Итак, приступаем!

1. Маршировка

Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:

  • Сделай шаг – вперёд, назад, в бок
  • Топни – одной ногой, другой
  • Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием
  • Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс

2. Прыжки на батуте

Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.

Ряд возможных заменителей для батута:

  • Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки
  • Купите домой резиновую полусферу для фитнеса
  • На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван

Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с РАС, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.

Что особенно полезно в таких прыжках – это их успокаивающий и фокусирующий эффект. Давно известно, что перед любыми занятиями за столом (АВА-тренер, дефектолог, изучение книг, карточек или мелкомоторные игры) стоит 10-15 минут позаниматься активностью на балансировку, и ребёнок покажет новые вершины сосредоточенности.

3. Игры в мяч

Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.

  1. Сначала научите ребёнка катить мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.
  2. Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.
  3. Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.
  4. Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.
  5. Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.
  6. Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.
Читайте также  Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию

Заметьте и то, что именно с мячом вы можете играть во множество игр, наполненных коммуникацией и совместным вниманием – теми важными аспектами, отставание в которых отличает детей с РАС. Катайте, разбивая кегли, бросайте в цель, ловите от стены, прячьте и находите, а также заталкивайте мяч под крупную мебель и выуживайте его — ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ (!)

4. Удержание равновесия на балансире

Мы уже говорили о важности чувства равновесия для развития речи, успокоения при сенсорных перегрузках и концентрации внимания перед занятием (см. п.2 Прыжки на батуте).

Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов. Для примера игры с использованием такой доски посмотрите видео:

5. Велосипеды

Развитие мышц нижней части тела и чувства равновесия и координации – главные эффекты от катания на велосипедах.

Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

6. Логоритмика

Эта деятельность сродни танцам, но лучше! Особенно на дошкольном этапе обучения. И пусть она сложнее танцев — на первый взгляд родителя, ещё непривычного к аутистическим особенностям ребёнка. Но вам всегда имеет смысл присмотреться к логоритмике внимательнее (!)

Для занятий логоритмикой необходимо, чтобы ребёнок был хотя бы немного научен имитации и удержанию глазного контакта. Если эти два базовых навыка коррекционной работы освоены, можете смело идти на занятия с логоритмистом.

Плавный путь в новую активность целесообразно разделить на этапы:

  • Сначала тет-а-тет педагог и ребёнок
  • Потом желательно подключение 1-го старшего ребёнка, который обучен элементам кураторства над младшим
  • Так постепенно вы сможете перейти к малокомплектным группам с другими детьми.

Но даже если ваш малыш остановится на второй ступени (с 1-м ребёнком) и научится повторять за ним движения, вступать в активное взаимодействие под музыку и запоминать сценарий активности согласно словам, это будет безусловный прорыв сразу в четырёх областях – крупная моторика, речевая терапия, музыкальное развитие и коммуникация. Стоит попробовать!

7. Имитация движений животных, транспорта и людей

Серьёзный вызов для детей с РАС – необходимость вовлекать воображение в любую деятельность. Предлагайте малышу притворяться:

  • Самолётом, летящим спокойно и высоко
  • Птицей, парящей в чистом небе
  • Газующим с места в карьер мотоциклом
  • Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег
  • Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар.
Читайте также  Как воспитывать в особом ребёнке уверенность в себе

Да кем угодно! – в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Главное – для начала отталкивайтесь от имитации. Для этого самостоятельно определите из раза в раз единообразные (!) движения, которые вы покажете ребёнку.

8. Шаги в коробку и из неё

  • Огромная коробка, в которую ребёнок влезает целиком и закрывает себя крышкой.
  • Или коробка с высотой по колено, в которую он заходит и выходит.
  • Или коробки от обуви, которым выложен витиеватый маршрут по дому.

Фантазируйте, увлекайте, показывайте пример и играйте с огоньком — ежедневно!

9.Ползание по туннелю 

Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

Туннелем может стать:

  • Кишка из ткани, протянутая между двумя обручами
  • Или занавешенное узкое пространство между стульями
  • А можно перекинуть через стол одеяла, чтобы они свисали до пола

Самодельный туннель за 3 минуты всегда к вашим услугам!

Игры с преодолением узкого, субъективно закрепощающего, пространства крайне важны для детей с РАС. Замечено, что такие ребята часто плохо и поздно осваиваются с нагибанием к полу и ползанием под предметами.

Посмотрите на мебель в вашем доме с этого ракурса! И проведите ревизию, какие предметы могут предоставить ребёнку достаточный размер для движения, и в то же время не давать большой свободы для него (стул, письменный стол, узкое окошко).

10. Полоса препятствий с произвольными заданиями

Вам необязательно искать безукоризненную площадку — с множеством продуманных снарядов. Создавайте полосу препятствия не только физически, но и интеллектуально.

Вот пример весьма сложной полосы препятствий, для которой нужен минимум инструментов и приспособлений:

  1. Предложите ребёнку имитацию разной ходьбы:
    как уточка на корточках, как краб,
    перебирая руками и ногами,
    в стиле лягушки – отрывочными прыжками.
  2. Возьмите на прогулку скакалку,
    выложите ею линию и ступайте по линии «ёлочкой»,
    как ходят балерины.
  3. В завершении поднимитесь на лестницу,
    скатитесь по горке и сделайте пару прыжков
    через нарисованные мелом линии.

Главные факторы успеха для успешного развития крупной моторики с помощью предложенных методов просты:

  • Составьте план занятий
  • Сначала внедряйте не более 1-гонового вида деятельности за неделю
  • Отслеживайте прогресс
  • Подключайте игровые элементы
  • Приглашайте к игре других детей
  • По мере освоения снарядов
    ищите новые более сложные варианты,
    например, скалодром вместо шведской стенки,
    велобег взамен велосипеда.

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.