Не суть важно, кто будет внедрять предлагаемые в нашей статье идеи – логопед-дефектолог или осознанный родитель, ниже вы найдёте полезные подсказки для занятий по речевой терапии у детей с РАС.
Факторы, влияющие на подключение той или иной идеи:
- Возраст ребёнка
- Общий уровень интеллектуального развития
- Максимальная длительность возможного занятия
- Имеющиеся личные интересы.
Выбирайте нужное из представленного перечня, в котором активности сгруппированы по возрастанию возраста ученика. Вместе с тем помните, что можно перекидывать рецепты, особенно — от младших к старшим.
Игровой элемент, подсказка и отдых с облегчёнными заданиями для формирования уверенности – это то, что всегда должно присутствовать в речевой терапии!
ОТ 1 ГОДА ДО ПЯТИ
Опираемся на самые простые и действенные инструменты:
- Звукоподражание животным, птицам, насекомым и экспрессивным слогам для обозначения действий со стороны транспорта и людей (би-би, ту-ту, иу-иу, кач-кач, ай-да, гуль-гуль, пока-пока, топ-топ, бух, ба-бах, ау и т.п.). Пригодятся любые объёмные фигурки, кукольный театр на руку или пальцы.
- Ограничение добавки и продолжения – для стимуляции просьб: 1 конфета, разделённая на 3 кусочка – это 3 возможности попросить добавки! Раскачивание качели и остановка — в ожидании просьбы о продолжении. С аналогичным прерывистым сценарием можно делать многое: кружить малыша на руках, играть в прятки под одеялом, разыгрывать сценки с куклами, читать стихи… И что угодно ещё, что ваш наследник любит делать долго!
- Удалить часть любимых игрушек из свободного доступа, но оставить в поле зрения – чтобы ребёнок вынужден был попросить их.
- Учить просить еду и повторять название этапов при сервировке посуды к приёму пищи: пусть знает, что такое холодильник, где что лежит, чтобы накопить опыт и словарный запас и подсказывать, что дальше.
- Единообразно и неуклонно озвучивайте рутины, которые так любят многие дети с РАС: сели на горку, начинаем отсчёт «Раз, два… Три!» — съехали. Внедрив отсчёт, замирайте перед последним словом, чтобы ребёнок продолжил.
- Постоянное звучание имени ребёнка: научите его откликаться путём самого актуального вознаграждения. Обычно любимое лакомство — простейшее и эффективное поощрение для большинства детей (см. АВА-терапия).
ЗА ДВА ГОДА ДО ШКОЛЫ
С 5 до 7 лет — непростой период для ребёнка с РАС, так как происходит возрастное изменение в структуре игр со сверстниками. Дети окончательно переходят из параллельной игры в совместные (!)
Внедряйте следующие идеи:
- Участвуйте в играх ребёнка с акцентом на обучении играть по очереди. Например, пускание машинки по треку. Возьмите машинку и играйте сами на глазах у ребёнка, а после предложите ему сделать так же: «А теперь твоя очередь!». В итоге малыш должен переходить к возгласам «Моя очередь» — «Твоя очередь», когда освоит подобные игры.
- Всячески вдохновляйте ребёнка осваивать принцип очерёдности! Понимание его крайне необходимо для лёгкой адаптации в школе. Ищите способы внедрения очерёдности повсюду, особенно в деятельность с мощным визуальным компонентом. Известно, что визуальный вектор сенсорики обычно развит у детей с РАС больше всего, поэтому игра на очерёдность прекрасно впишутся в Мемори, собирание пазлов, поиск персонажа в книге, постройку башни из кубиков и т.п.
- Развивайте ролевые игры – с разнообразными беседами и вопросами:
- К персонажам (Кто?),
- К обстоятельствам (Где? Когда? Как? Что?),
- К действиям (Что делает? Зачем делает?).
Черпайте сценарии из реального мира — от будничных ритуалов ребенка до профессиональных мизансцен:
- Закупки в супермаркете
- Отправка посылки на почте
- Покупки в аптеке
- Посещение цирка
- Посещение театра
- Прогулка на детской площадке
- Поход в гости и приём гостей у себя. Чаепитие.
- Ложимся спать.
- Утренний подъём и гигиена.
- Работа на стройплощадке.
- День в заповеднике или на ферме.
(!) Прекрасным подспорьем в таких играх станут конструкторы Лего, фигурки людей и животных и фигурки на магнитах с маркерной доской.
4. Тренируйте разделённое (совместное) внимание — одновременно с речью (!) Играйте в «Я шпион!». Для этого в какой-то момент прогулки договоритесь с наследником, что он наблюдает за вашим взглядом, чтобы быть готовым отвечать на вопрос «Куда я смотрю?».
МЛАДШИЕ КЛАССЫ ШКОЛЫ
В начальной школе среда начинает сильнее давить на детей с РАС. Им нужно вступать в сложные социальные отношения (без использования речи). Сверстники лучше замечают, насколько ребенок с РАС отличается от них.
Чтобы помочь своему ребёнку-младшему школьнику, попробуйте использовать следующие подходы:
- Работайте над категоризацией чувств и эмоций. Используйте рисунки и комиксы, чтобы дети учились понимать, что чувствует персонаж на рисунке, и говорили, что они могут сделать, чтобы помочь ему или разделить с ним радость. Если у ребенка есть любимая книга или герой, используйте это для занятий.
- Учите детей задавать вопросы. Это можно сделать так: спрячьте в мешок игрушку и попросите ребенка узнать у вас, что в мешке. Расширяйте это упражнение, чтобы ребенок мог задавать вопросы и общаться со своими сверстниками.
- Пусть ваш ребенок с РАС обучается в паре с другим, нейротипичным малышом (например, братом или сестрой или другим родственником). Занятия с ними можно проводить по заранее утвержденному плану. Поощряйте детей за их успехи угощениями и любимыми играми.
- Обучайте ребенка пониманию языка тела – например, что значат руки, скрещенные на груди, выражение лица или ситуация, когда от тебя нарочито отворачиваются. Моделируйте ситуации, в которых может отказаться ребенок, и придумывайте наилучший для него способ поведения в них.
- У многих детей с РАС есть очень выраженные интересы в каких-то сферах. Используйте это, чтобы продлевать периоды взаимодействия ребенка с вами и другими детьми как можно дольше.
- Продолжайте отрабатывайте с ним:
- Вопросы и ответы
- Умение выполнять деятельность по очереди
- Невербальную коммуникацию
- Другие упражнения, связанные с общением и социальным взаимодействием.
СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ КЛАССЫ ШКОЛЫ
В средней и старшей школе социальное давление становится еще более выраженным. Вам нужно обратить особое внимание на невербальное взаимодействие со сверстниками и обучение жизненно важным навыкам, которые будут необходимы ребенку после школы. Вот несколько советов:
- Гуляйте с ребенком по городу и окрестностям вашего дома. Наблюдайте за тем, как общаются между собой люди. Пытайтесь вовлечь ребенка в это общение или просите его скопировать ваше поведение в типичных ситуациях. Например, пусть ребенок посмотрит, как делают заказ в кафе. Обсудите с ним увиденное, и пусть он сам сделает заказ.
- Отрабатывайте навыки поведения при общении с непредсказуемыми людьми в непредсказуемых ситуациях. Обращайте особое внимание ребенка на необходимость слушать собеседника, задавать ему вопросы, уметь распознавать его чувства – всё это пригодится в неожиданных ситуациях.
- Детям с РАС может быть сложно на свиданиях с противоположным полом. Помогайте ему, описывая, как он должен себя вести и отрабатывая навыки на готовых сценариях. Учите ребенка задавать вопросы и уважать личное пространство других людей.
- Учите ребенка, как вести себя на собеседовании по поводу работы. Используйте готовые сценарии. Многие дети подрабатывают на летних каникулах, этот навык будет нелишним.
- Детям с РАС сложно решать конфликты. Используйте видеозаписи, картинки, сценарии, чтобы помочь детям уходить от открытой конфронтации и переходить к продуктивному взаимодействию.
Перевод с дополнениями
Источник:
http://autism.lovetoknow.com/Speech_Therapy_Ideas_for_Autistic_Children