Приучить ребенка к горшку – непростая задача даже для родителей обычного ребенка. Что же тогда говорить о детях с РАС, с их проблемами в сенсорике и нездоровым ЖКТ? Очень многие советы специалистов просто не учитывают специфику состояния здоровья у детей с аутизмом. Это – большое упущение, которое необходимо исправить.
Чтобы малыш научился пользоваться горшком, у него должна сформироваться готовность к этому. Детям с РАС, помимо частого отсутствия речи (апраксии) и других проблем с коммуникацией, к состоянию готовности мешают прийти следующие факторы:
- Низкий тонус мышц кишечника и ненормальное время, которое требуется пище, чтобы пройти весь ЖКТ, может привести к расстройствам в этой сфере, разрастанию грибковых инфекций, плохому всасыванию питательных веществ, поносам и запорам.
- У детей с РАС часто понижен болевой порог – они могут не ощущать позывов к опорожнению кишечника до самого последнего момента.
- Применение антибиотиков может нарушить баланс микрофлоры кишечника и привести к последующим поносам, которые ребенок не в силах контролировать.
- Пищевая аллергия может приводить к воспалениям в кишечнике и мешать его нормальному функционированию
- Частое использование слабительных в лучшем случае маскирует проблему запоров, а в худшем – создает порочный круг, когда проблема запора становится хронической и никак не решаемой без применения послабляющих средств.
- Дети с РАС зачастую переборчивы в еде, что может привести к нехватке клетчатки и плохому пассажу содержимого кишечника.
Если родителям удается наладить здоровье кишечника (что в первую очередь включает в себя искоренение дрожжевых грибков, использование пробиотиков и переход на пищевой рацион, не вызывающий аллергии), то приучение к горшку идет, как правило, легче.
С другой стороны, если чрезмерно давить на ребенка с проблемами в ЖКТ, то можно не только не достигнуть поставленной задачи, но и вызвать у малыша всплеск нежелательного поведения.
Внимательно следите за ребенком, учитывайте его туалетные привычки и садите на горшок именно тогда, когда вероятность дефекации выше – например, после еды, или когда малыш берет какую-то особую книжку или идет в особое место.
Вот еще совет, который я даю всем родителям: используйте любовь детей с РАС к расписаниям и графикам. Высаживайте малыша на горшок на один раз больше, чем он ходит по большому в течение дня.
Поначалу держите его на горшке со снятыми штанами не очень долго – 3-5 секунд. Понемногу удлиняйте этот период, пока не дойдете до 30-ти секундной продолжительности такой сессии. Можно наращивать время и дальше, но увлекаться тоже не стоит: 15 минут – это слишком долго. Рано или поздно малыш осознает, что от него хотят.
Не стоит также забывать и о силе поощрения. Если после каждого удачного сеанса ребенок будет получать желанный объект или угощение, у него появится стимул к тому, чтобы повторять приносящее выгоду поведение. Взятки и подкуп действуют очень эффективно.
Напоследок замечу, что следует всегда учитывать физическое состояние вашего ребенка, прежде чем требовать от него развития новых сложных навыков.
Автор: доктор Брайан Д. Уделл,
Флорида, США
Источник:
- http://www.theautismdoctor.com/sit-or-get-off-the-potty-toilet-training-and-autism/
- http://www.theautismdoctor.com/toilet-training-and-autism/